Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

19.12.14 10:50
Защита на Экспертном Совете Росморречфлота концепта железнодорожного пассажирского парома для черноморских линий



17 декабря 2014 года в Федеральном агентстве морского и речного транспорта состоялось заседание Экспертного совета при Росморречфлоте под председательством Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра Давыденко и при участии заместителя министра транспорта России Виктора Олерского и руководителя Департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта министерства транспорта Константина Пальникова.
 
На заседании состоялась защита нового концепта железнодорожного пассажирского парома, созданного для работы с железнодорожных терминалов порта Кавказ на направлениях: Кавказ - Крым, Кавказ - Варна, Кавказ - Самсун, Кавказ - Поти и других черноморских линий, приспособленного для перевозки пассажирских вагонов и пассажиров, а также других накатных грузов, с ледовой категорией Ice 2 для обеспечения круглогодичной работы линий.
 
Проект представлял генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров. Экспертный совет Росморречфлота одобрил технический проект парома нового поколения к строительству.
 
Было отмечено, что средний возраст всех российских (в том числе с другими флагами) судов, эксплуатирующихся на черноморских линиях (по данным на начало ноября 2014 года), составляет 23,2 года (всего 15 судов, включая 2 катамарана типа "Сочи", железнодорожный паром проекта CNF03.01 "БФИ-1", грузопассажирский железнодорожный паром "Petersburg", грузопассажирские паромы "Севастополь", "Новороссийск").
 
У российских компаний уже есть новые черноморские паромы. Все они были спроектированы Морского Инженерного Бюро.
 
Так, группа компаний "АнРуссТранс" построила в 2009 году по проекту CNF06 45-вагонный паром "Авангард", в 2009 году по проекту CNF09 50-вагонный паром "Славянин", в 2013 году - по проекту CNF12 автомобильно-пассажирский паром "Николай Аксененко" на 261 пассажира и 43 легковых автомобиля. До этого по проекту 002CNF01 были модернизированы 25 - вагонные паромы "Петровск" (2002 год) и "Анненков" (2003 год).
 
Компания "БФИ" - 50-ти вагонные паромы проекта CNF03 "Смат" (2007 год) и "Феруз" (2008 год). В 2010 году - 45-вагонный паром проекта CNF10 "Ульфат".
 
Однако, кроме парома проекта CNF12 "Николая Аксененко", все они являются только грузовыми судами.
 
Основные предпосылки создания и строительства новых железнодорожных пассажирских паромов можно сформулировать следующим образом:
 
• отсутствие паромов с возможностью круглогодичной перевозки пассажирских вагонов с пассажирами (на данный момент пассажиры, путешествующие железнодорожным транспортом, перевозятся отдельно от вагонов на автомобильно-пассажирских паромах);
• необходимость в паромах нового поколения, отвечающих самым современным требованиям по безопасности, особенно при перевозке пассажиров и опасных грузов;
• необходимость в паромах с максимально возможными характеристиками для порта Кавказ с целью удовлетворения повышенного спроса на грузо и пассажироперевозки;
• необходимость в паромах, которые смогут максимально эффективно работать на всех черноморских линиях (Кавказ- Крым, Кавказ - Варна, Кавказ - Поти, Кавказ - Самсун и т.д.);
• нецелесообразность модернизации существующих паромов в виду их возраста, ограниченных функций, технического состояния и главных размерений, которые не соответствуют максимально возможным для порта Кавказ.
 
Проектные требования к такому новому парому, базирующемуся в порту Кавказ, следующие:
 
1) Ледовая категория должна обеспечивать эффективную эксплуатацию в условиях Керченского пролива зимой;
 
2) Перевозка автопоездов и легковым автомобиле осуществляется либо только на верхней палубе (проект CNF08A), либо как на верхней палубе, так и на втором дне (проект CNF08B). С целью сокращения потери полезной площади рекомендуется осуществлять перемещения машин в трюм с помощью грузового лифта;
 
3) Главные размерения парома ограничиваются глубиной и ширина фарватера, допускаемыми радиусами разворота. По условиям порта Кавказ основные габаритные ограничения для парома выглядят следующим образом: ширина не более 22 м; длина не более 150-151 м; осадка (на разворотном круге) не более 4,9 м; осадка при грузовых операциях (у причала) не более 6,0 м; высота оголовки рельса парома от уровня воды не более 5,1 м. Следует также иметь в виду возможность применения судна с мелководных портов Азовского моря;
 
4) При проектировании железнодорожного парома должны быть учтены особенности аппарелей, с которыми будет работать паром. Аппарель проекта AK01 порта Кавказ представляет собой трапециевидную в плане конструкцию со следующими размерами: длина - 40 м; ширина узкой части (у береговой опоры) - около 12 м; ширина широкой части - около 18 м.
 
Максимумы изменения положения аппарели составляют: для подъема - 1,6 м; для опускания - 1,69 м.
 
На стыке с причалом, в узкой части аппарели, на грузовой палубе аппарели, размещаются начала пяти железнодорожных путей, выходящих на широкую часть аппарели и выступающие за морскую оконечность аппарели на 100 мм. Тип железнодорожного рельса Р-50. Ширина колеи 1520 мм.
 
Подаются составы из вагонов по центральному пути или одновременно по двум симметричным путям;
 
5) Требуемая вместимость судна составляет не менее одного состава - 50 железнодорожных цистерн габарита 1-Т с расстоянием между автосцепами 12020 мм. Кроме того, судно должно быть приспособлено для перевозки прочей колесной техники, включая трейлеры, а также длинномерных крупногабаритных грузов и контейнеров международного образца (TEU и FEU);
 
6) Класс судна должен обеспечивать безопасную и рентабельную эксплуатацию в условиях Черного моря по заданным линиям: Кавказ-Варна, Кавказ-Поти, Кавказ-Самсун, Кавказ-Крым;
 
7) Предполагается перевозка вагонов на открытой верхней палубе. Груз должен быть безопасно раскреплён при любых возможных условиях перехода, в том числе и при наличии ошибки прогноза. Рекомендуется установка "развитого" фальшборта.
 
Погрузка-выгрузка вагонов должна осуществляется, как на всех черноморских паромах, спроектированных Морским Инженерным Бюро, в одной плоскости, что существенно удешевляет постройку судна и береговых терминалов;
 
8) Общая продольная прочность корпуса должна позволять производить грузовые операции вагонов двумя составами в один проход с минимальными затратами стояночного времени и с выполнением всех условий безопасной сцепки с береговой аппарелью порта Кавказ по углу слома рельсов, углу крена и максимальной и минимальной просадки кормы парома;
 
9) Местная прочность корпуса должна быть обеспечена за счёт набора (рамные балки, переборки, пиллерсы, фермы) при рациональных распределении и схеме передачи нагрузки от вагонов с минимизацией толщины настилов, а также с учётом контакта конструкций кормовой оконечности с береговой аппарелью. Пиллерсы в грузовых помещениях должны быть исключены;
 
10) Количество пассажиров должно быть примерно в два раза больше, чем количество грузовых автомобилей, которое может быть принято на борт.
 
Новый концепт CNF08A/CNF08B представляет собой морской однопалубный автомобильно-железнодорожно-пассажирский паром без седловатости, двухвинтовой, с баком, с кормовым расположением машинного отделения и носовым расположением рубки, с двойным дном высотой 1400 мм, двойными бортами шириной 3295 мм, с кормовым и носовым подруливающим устройством, с цилиндрической носовой оконечностью и транцевой кормой.
 
Предназначен для перевозки железнодорожных составов российского стандарта с шириной колеи 1520 мм, всех видов автомобилей, включая грузовые автопоезда, различной колесной техники и контейнеров на ролл-трейлерах, пассажиров, с кормовой схемой грузообработки.
 
Может перевозить на верхней палубе не менее 55 железнодорожных грузовых вагонов или 15 пассажирских вагонов с пассажирами, на верхней палубе 37 автопоездов массой 55 тонн или 214 легковым автомобилей (по 1,5 тонны каждый) и втором дне (только на концепте CNF08B) еще 15 автопоездов или 98 легковых автомобилей.
 
Концепт CNF08B также предназначен для перевозки опасных грузов на открытой части верхней палубы.
 
Для размещения пассажиров численностью 840 человек предусмотрены сидячие места в пассажирских салонах и на открытой палубе с тентами, защищающими от непогоды и солнечных лучей:
 
• 232 сидячих мест в пассажирском салоне на палубе 1-го яруса рубки;
• 160 сидячих мест в пассажирском салоне на палубе 2-го яруса рубки;
• 165 сидячих мест на открытой палубе с тентом (на палубе 1-го яруса рубки);
• 157 сидячих мест на открытой палубе с тентом (на палубе 2-го яруса рубки);
• 126 сидячих мест на открытой палубе с тентом (на палубе рулевой рубки).
 
В результате исследований ЗАО "Морским Инженерным Бюро - СПб" были разработаны два технических проекта на базе единого концепта CNF08A/CNF08B:
 

• железнодорожно-пассажирского парома для черноморских линий с ледовой категорией Ice2, с возможностью перевозки пассажирских вагонов и их пассажиров (проект CNF08A) и имеющего следующие основные характеристики:
 
Класс РС - КМ Ice 2 R2 AUT1-ICS HELIDECK Ro-ro passenger ship;
Длина наибольшая - 149,99 м;
Длина по КВЛ - 145,76 м;
Ширина габаритная - 22,00 м;
Высота борта - 7,15 м;
Осадка по ЛГВЛ - 4,00 м;
Суммарная мощность ЭУ - 4080 кВт;
Скорость эксплуатационная - 12 уз;
Вместимость ж/д пассажирских вагонов (длиной 24,54 м) при перевозке с пассажирами - 15 шт.;
Вместимость ж/д пассажирских вагонов (длиной 24,54 м) при перевозке без пассажирами - 25 шт.;
Вместимость ж/д вагонов (длиной 12,02 м) - 55 шт.;
Вместимость по автопоездам (без ж/д вагонов) - 37 шт.;
Вместимость по легковым автомобилям (только) - 214 шт.;
Экипаж и обслуживающий персонал / резерв - 28/2 чел;
Пассажиры - 840 чел;
Автономность плавания по топливу - 10 суток.
 

• железнодорожно-автомобильно-пассажирского парома для черноморских линий с ледовой категорией Ice2, с возможностью перевозки пассажирских вагонов и их пассажиров и опасных грузов (проект CNF08B) и имеющего следующие основные характеристики:
 
Класс РС - КМ Ice 2 R2 AUT1-ICS HELIDECK Ro-ro passenger ship;
Длина наибольшая - 149,99 м;
Длина по КВЛ - 145,76 м;
Ширина габаритная - 22,00 м;
Высота борта - 7,15 м;
Осадка по ЛГВЛ - 4,00 м;
Суммарная мощность ЭУ - 4080 кВт;
Скорость эксплуатационная - 12 уз;
Вместимость ж/д пассажирских вагонов (длиной 24,54 м) при перевозке с пассажирами - 15 шт.;
Вместимость ж/д пассажирских вагонов (длиной 24,54 м) при перевозке без пассажирами - 25 шт.;
Вместимость ж/д вагонов (длиной 12,02 м) - 55 шт.;
Вместимость по автопоездам (без ж/д вагонов) - 52 шт.;
Вместимость по легковым автомобилям (только) - 312 шт.;
Экипаж и обслуживающий персонал / резерв - 28/2 чел;
Пассажиры - 840 чел;
Автономность плавания по топливу - 10 суток.
 
Для размещения экипажа и обслуживающего персонала на паромах проекта CNF08A/CNF08B используются 3 одноместные блок-каюты для капитана, старшего помощника капитана и старшего механика; каждая блок-каюта состоит из кабинета-салона, спальни и санузла; 3 улучшенные одноместные каюты с санузлом для командного состава; 5 двухместных кают с санузлом для рядового состава, а также для обслуживающего персонала; 3 четырёхместные каюты для рядового состава, а также для обслуживающего персонала.
 
Таким образом общее количество мест на судне - 870 (включая 2 резервных).
 
Для экипажа и обслуживающего персонала имеются камбуз; салон для отдыха экипажа; кают-компания / столовая команды; провизионные кладовые; прачечная; сушильная; гладильная; раздевалка; помещение прозодежды.
 
Предусмотрен спортивно-оздоровительный комплекс, включающий тренажерный зал, сауну, душевую, бассейн и туалет. Для пассажиров - интернет-кафе, буфетная, курительная, магазин-бар, общественные туалеты с умывальниками.
 
Прочность верхней палубе обеспечивает перевозку железнодорожных составов, всех видов автомобилей, включая грузовые автосоставы с 12 (13,5) м полуприцепными фурами и контейнерными платформами. Верхняя палуба рассчитана на перевозку железнодорожных цистерн и вагонов массой до 98 т на всех колеях.
 
В трюме на втором дне предусматривается перевозка всех видов автомобилей, включая грузовые автосоставы с 12 (13,5) м полуприцепными фурами и контейнерными платформами.
 
Допускаемая нагрузка колесной техники на ось: 4 колеса на оси - 12 т; 2 колеса на оси - 10 т.
 
На судне устанавливаются 8 главных водонепроницаемых поперечных переборок, разделяющих корпус на 9 непроницаемых отсеков.
 
В носовой части судна должны быть установлены спасательные шлюпки по левому и правому бортам вместимостью 150 человек каждая. Спуск шлюпок производится при помощи двухшарнирных гравитационных шлюпбалок.
 
На судне предусмотреть 2 морские эвакуационные системы (МЭС) с закрытыми спасательными плотами и эвакуационным рукавом для спуска в плоты (по 1 с каждого борта). Пропускная эвакуационная способность до 565 чел. за 30 мин.
 
В составе МЭС на судне предусмотреть 6 самовосстанавливающихся спасательных плота (3 с каждого борта) вместимостью по 101 чел. каждый.
 
Транец судна выполнен с рецессом у верхней палубы для стыковки с береговой аппарелью паромных комплексов. Для погрузки/выгрузки автотехники на проекте CNF08B с верхней палубы на второе дно предусмотрен грузовой лифт грузоподъемностью 55 т длиной 17,40 м.
 
В средней части судна на уровне палубы рулевой рубки предусмотрена взлетно-посадочная площадка (ВПП) для приема вертолета без постоянного базирования. ВПП оснащена в соответствии с требованиями ICAO.
 
Энергетическая установка состоит из:
 
• главной установки, состоящей из двух дизельных двигателей максимальной номинальной длительной мощностью ок. 2040 кВт при частоте 1000 мин-1, работающих через реверс-редукторы на 2 винта фиксированного шага;
• вспомогательной установки в составе четырех дизель-генераторов электрической мощностью по 300 кВт каждый и аварийного дизель-генератора мощностью 300 кВт.В качестве топлива применяются тяжелое топливо IFO380 вязкостью 380 сСт при 50°С с температурой вспышки более 60°С.
 
Должна быть предусмотрена установка носового и кормового ПУ типа "винт в трубе" с винтами фиксированного шага. Мощность на входе ПУ - 350 кВт, диаметр гребного винта - 1155 мм.
 
В результате выполненного ЦНИИ морского флота моделирования работы морских паромов из российских портов Черноморского региона на заданных линиях эксплуатации следует, что в среднем за эксплуатационный период: частота отправления пассажирских железнодорожно-автомобильных паромов типа CNF08A и CNF08B на линии Кавказ - Крым составляет два рейса в сутки, соответственно 700 круговых рейсов за эксплуатационный период; в случае использовании их на линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Варна частота отправления этих паромов составит один раз в неделю на каждой из рассмотренных линий, соответственно по 50 круговых рейсов за эксплуатационный период.
 
Результаты выполненных эксплуатационно-экономических расчетов использования морского парома CNF08A при рассматриваемых коэффициентах загрузки судов 0,9, 0,8, и 0,7 следующие:
 
• на линии Кавказ - Крым имеет сроки окупаемости капитальных вложений 3,3, 4,3 и 5,1 лет соответственно вариантам загрузки;
• на линии Кавказ - Поти и Кавказ - Варна имеет сроки окупаемости капитальных вложений 7,5, 11,0 и 14,5 лет соответственно вариантам загрузки.
 
Cредневзвешенные сроки окупаемости за нормативный период службы пассажирского железнодорожно-автомобильного парома CNF08 составляют 6,2, 8,8 и 11,1 лет соответственно вариантам загрузки.
 
Созданные проекты железнодорожных пассажирских паромов для черноморских линий, приспособленных для перевозки пассажирских вагонов и пассажиров, а также других накатных грузов, с ледовой категорией Ice 2 для обеспечения круглогодичной работы линий проектов CNF08A и CNF08B имеют максимально возможные размерения и характеристики, позволяющие круглогодично перевозить грузы (включая опасные грузы - CNF08B) и пассажиров (одновременно с пассажирскими вагонами) с наибольшей эффективностью.
 
Экспертный Совет Росморречфлота одобрил разработанный ЗАО "Морским Инженерным Бюро - СПБ" технический проект железнодорожного пассажирского парома для черноморских линий, приспособленного для перевозки пассажирских вагонов и пассажиров, а также других накатных грузов, с ледовой категорией Ice 2 для обеспечения круглогодичной работы линий.