Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

10.03.14 12:45
Два танкера проектов Морского Инженерного Бюро RST27 "СВЛ Либерти" и RST25 "Альметьевск" включены в список "Значительных судов 2013 года"


Британское Королевское общество корабельных инженеров (RINA - Royal Institution of Naval Architects) опубликовало список и описания лучших судов 2013 года (Significant Ships of 2013). В число пятидесяти судов различного назначения, типа и размеров (от морских круизных лайнеров до супертанкеров), отобранных старейшим мировым сообществом кораблестроителей, вошли два танкера "СВЛ Либерти" и "Альметьевск", спроектированные Морским Инженерным Бюро (проекты RST27 и RST25 соответственно). По условиям, принятым в RINA, эксперты изучают только головные (для каждой верфи) суда, сданные в прошедшем году в эксплуатацию. "СВЛ Либерти" и "Альметьевск" находятся в компании таких судов, как первый в мире контейнеровоз на 18 тыс. контейнеров "Maersk Mc-Kinney Moller", первый большой паром-газоход "Viking Grace", круизное длиной 325 метров судно на 4896 пассажиров "Norwegian Breakway" (самое большое судно такого типа для захода в Нью-Йорк).
 
Танкер "СВЛ Либерти" дедвейтом в море/реке 7041/5439 тонн проекта RST27 построен в 2013 году на ПАО "Херсонский судостроительный завод" (головной танкер серии из трех судов), танкер "Альметьевск" дедвейтом в море/реке 6610/5130 тонн проекта RST25 построен в 2013 году на ОАО "Зеленодольский завод им. А.М. Горького" (головной танкер серии из двух судов).
 
Как уже ранее отмечалось, ведущие специалисты в области судостроения отмечают, что танкер (самоходное судно) проекта RST27 имеет корпус с рекордным для мирового судостроения коэффициентом общей полноты 0,936 и при этом реально строится большой серией (т.е. не является виртуальной 3-D моделью). При это суда показали на мерной линии скорость 11,7 узла при мощности на валах 2100 кВт (0,875 от мощности главных двигателей) и осадках носом 3,2 м, кормой 3,3 м. Контрактный дедвейт 6980/5378 тонн на херсонских танкерах был перевыполнен на 61 тонну, контрактная скорость - более чем на узел.
 
Наконец, "СВЛ Либерти" стал первым полнокомплектным танкером, построенным в новейшей истории Украины. Всего в Херсоне в 2013 году были построены три таких танкера - продуктовоза смешанного река-море плавания. Сейчас они успешно работают на российском рынке, имея порт приписки Новороссийск (см. фото с внутренних водных путей).
 
Танкер "Альметьевск" проекта RST25 построен Зеленодольским заводом им. А.М. Горького, который входит в состав холдинговой компании "Ак Барс". Заказчиком серии танкеров смешанного река-море плавания из двух судов была компания "Нафта-Инвест". Финансирование осуществил "Ак Барс Лизинг". Сейчас суда работают в управлении компании "ВФ Танкер".
 
Рассмотрение основных характеристик танкера смешанного плавания проекта RST25, спроектированного Морским Инженерным Бюро как прямая замена известной серии судов типа "Волгонефть", следует начинать с самих "Волгонефтей", которые вот уже почти пятьдесят лет являются лицом отечественного нефтеналивного флота река-море плавания.
 
"Волгонефти" знаменуют собой целую эпоху в истории отечественного судостроения и судоходства, как одни из первых в мире танкеров с двойным дном и двойными бортами. Если учесть, что проект 558 начал разрабатываться советскими конструкторами еще в конце 50-х годов прошлого столетия, то легко понять, насколько революционным было такое решение на то время. В тогдашней линейке типовых судов они относились к танкерам типа НМ-5000 грузоподъемностью около 5000 тонн, предназначенным для работы по внутренним водным путям с выходом на морские рейды и крупные озера.
 
На 1 января 2013 года средний возраст оставшихся 131 танкеров типа "Волгонефть" составлял по первоначальному проекту 558/550 - 45,2 года (21 единица), по проекту 1577/550А - 38,5 лет (110 единиц). Из них 23 танкера имеют оценку "негодное". В свое время за счет широчайшего применения изготовленных из стали повышенной прочности элементов с толщинами 5-7 мм удалось достичь минимизации массы корпуса танкера и, соответственно, увеличить его грузоподъемность в реке, однако обратной стороной медали было заметное снижение эксплуатационного ресурса судна, т.е. длительности безопасной эксплуатации танкера без ремонта.
 
При этом ежегодно танкеры смешанного плавания перевозят около 11,9 млн. тонн нефти и ее производных. По прогнозам объем перевозок нефтепродуктов по северо-западному направлению (Кстово, Нижние Муллы, Уфа, Нижнекамск и др. речные порты - российские порты Финского залива) оценивается в 2015-2025 гг. в объеме 4,0 млн. тонн (оценка специалистов "В.Ф. Танкер" выше - 5,3 млн. тонн к 2015-2017 годам, фактически в 2010 году - 5,02 млн. тонн, в 2011 году - 5,27 млн. тонн, в 2012 году - 4,97 млн. тонн). Объем перевозок нефтепродуктов по южному направлению (Татьянка, Самара, Саратов, Кашпир, Октябрьск и др. речные порты - РПК рейда порта Кавказ, а также каспийский транзит) принят на перспективу 2015-2025 гг. в объеме 6,75-10,0 млн. тонн. Фактический объем - в 2010 году 4,73 млн. тонн, в 2011 году - 4,65 млн. тонн, в 2012 году - 6,9 млн. тонн.
 
Появление проекта RST25 (а затем и проекта RST27) и было связано с необходимостью заменить "Волгонефти" на описанных выше перевозках. Безусловно, для судовладельцев новые суда должны быть самыми лучшими в своем классе. Понятно, что для достижения наибольшего экономического эффекта от эксплуатации грузового судна, необходимо, чтобы судно имело максимально возможный дедвейт.
 
Для судов смешанного плавания, габаритные размерения которых ограничиваются путевыми условиями внутренних водных путей, определяющими прибыль судовладельца характеристиками являются рациональное проектирование корпусных конструкций и увеличение коэффициента общей полноты, а также оптимизация пропульсивного комплекса.
 
Всего за 2012-2013 год было построено 27 танкеров проекта RST27 и 5 танкеров проекта RST25.