Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

14.02.14 13:19
Подробности работы морского водолазного судна проекта SDS08 "Ростов Великий" в бассейновых учениях в Авачинской губе


Как ранее уже сообщалось, 25 июля 2013 года морское водолазное судно проекта SDS08 "Ростов Великий", построенное в 2011 году Ярославским судостроительным заводом, приняло участие в бассейновых учениях по поиску и спасанию людей в море и помощи аварийному судну в Авачинской губе.
 
В "Региональной пограничной газете Граница России Северо-Восток" была напечатана статья Татьяны Шевляковой с подробностями этого учения.
 
По легенде учений произошло столкновение двух судов: на подходе к Петропавловску-Камчатскому на французском пассажирском судне вышла из строя радиолокационная станция. Ночью, в тумане пассажир столкнулся с танкером "Камчатка", который с грузом мазута, бункеровался топливом в Авачинской губе.
 
К участию в тренировке подключились силы и средства из нескольких структур. В учениях принимали участие:
 
• МСПЦ Петропавловск-Камчатский;
• Камчатский филиал ФГУП "Балтийское БАСУ" (морское водолазное судно проекта SDS08 "Ростов Великий", группа ЛАРН, водолазы с катером обеспечения);
• ПУ ФСБ России по Камчатскому краю (ПСКР "Магаданец");
• 30-й объединенный аварийно-спасательный отряд Войск и сил на Северо-востоке России (ПЖК-1544);
• ФКУ "Камчатская РПСБ" (катер "Стрела", 7 спасателей и вертолет МИ-8 ООО "Витязь-Аэро");
• ГУ МЧС России по Камчатскому краю (катер ГИМС "КС-701", группа спасателей;
• ТЦ Медицины Катастроф - группа врачей.
 
Владелец танкера, компания "ПО Камагро", приступила к практическому этапу: по легенде, удар пришелся в правый борт "Камчатки". Через образовавшуюся пробоину в грузовые танки начала поступать вода, вытесняя находившийся в танках мазут. В кормовой части танкера возник пожар. Танкер "Камчатка" подал сигнал бедствия. Экипаж на танкере боролся с пламенем и принимал меры для сохранения живучести судна.
 
На помощь танкеру вышло морское водолазное судно проекта SDS08 "Ростов Великий". которому была поставлена задача по локализации нефтяного пятна и ликвидации загрязнения.
 
На борту "Ростова Великого" находились исполняющий обязанности руководителя Камчатского филиала Балтийского бассейнового аварийно-спасательного управления Максим Теплюк и начальник морского координационно-спасательного под-центра администрации Петропавловск-Камчатского морского порта Артур Рец.
 
Как отмечается в статье, "Ростов Великий" - единственное на Камчатке судно, способное обеспечить работы по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в море. Правда, это не единственное, на что способен "Ростов Великий". На его борту находится уникальное оборудование. К примеру, водолазный колокол позволяет проводить работы на глубинах до 100 метров. На судне смонтирована барокамера - современная разработка норвежских специалистов. Водолазному оборудованию, которым оснащен "Ростов Великий", едва ли найдутся аналоги на отечественном спасательном флоте. Еще одна гордость судна - глубоководный телеуправляемый аппарат, с помощью которого можно проводить различные подводные исследования.
 
На счету судна за сравнительно недолгое пребывание на полуострове несколько спасательных операций. Капитан "Ростова Великого" Сергей Подобрей и старший механик Александр Говорин вспоминают, что, когда у пирса в Аваче начал тонуть брошенный судовладельцем теплоход"Тихон Семушкин", они пришли на помощь. Длилась спасательная операция не меньше недели. Водолазы ставили заглушки, из "Тихона Семушкина" откачивали воду. Были приняты меры, чтобы в акваторию не попали загрязнения из машинного отделения аварийного судна. "Тихона Семушкина", к началу операции сидевшего кормой на дне, спасатели за неделю напряженной работы поставили на ход и отбуксировали к причалу на мысе Сигнальном. Там судно находится до сих пор.
 
"Ростову Великому" доводилось оказывать помощь судну, намотавшему трос на винт, снимать во время штормовой погоды больного моряка с немецкого контейнеровоза, направлявшегося в Америку.
 
На этот раз стояла задача ликвидировать последствия столкновения судов. Место разлива мазута возле танкера "Камчатка" имитировали два воздушных шара. Для начала загрязнение требовалось локализовать боновыми заграждениями, которые представляют собой "плавучий забор". Они не позволяют нефтяным пятнам распространяться по поверхности воды. 200 метров этих "поплавков" взяли в кольцо участок условно загрязненной акватории.
 
Когда опасность распространения мазута была ликвидирована, к работе приступил скиммер - специальный прибор для сбора загрязнений. С помощью манипулятора его спустили за борт. Смесь воды с нефтепродуктами по шлангу поступала в емкости катера ООО "Экология", своеобразного мини-танкера. В дальнейшем смесь воды и мазута, собранные скиммером, подлежали утилизации.
 
Если в реальной ситуации возле места аварийного разлива нефтепродуктов не окажется подобного судна, существует другой вариант. В таком случае в ход пойдут плавучие емкости - ро-танки - резиновые мешки, в которые закачивается загрязненная вода.
 
В финале операции участок, где произошел разлив, был обработан сорбентом. На этом работа "Ростова Великого" завершилась. По словам Максима Теплюка, экипаж отработал на твердую четверку.
 
Самый сложный момент во время тренировки - добиться слаженности действия всех ее участников. Руководство учений особо отметило четкое взаимодействие Камчатского филиала Балтийского БАСУ и ООО "Экология".
 
Как сообщал сайт Госморспасслужбы России, в ходе учений были отработаны следующие эпизоды:
 
1. Тушение пожара;
2. Снятие больного с судна, оказание первой медицинской помощи и доставка в береговой стационар;
3. Подъем пострадавших из воды с помощью вертолета;
4. Ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов;
5. Обследование подводной части аварийного судна водолазом.
 
В ходе учений были отработаны все, поставленные перед участниками задачи. Каждый эпизод был отработан фактически, максимально приближенно к действительности. Цели и задачи, поставленные перед участниками учений, достигнуты.
 
Морское водолазное судно проекта SDS08 "Ростов Великий" было построено Ярославским заводом в 2011 году по заказу ФКУ "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта" Федерального Агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
 
Техно-рабочий проект SDS08 был разработан Морским Инженерным Бюро, РКД и технологическую документацию - ПКБ "Петробалт".
 
Морское водолазное судно проекта SDS08 с ледовым классом Ice 2, с наклонным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью, с удлиненной надстройкой бака, с носовым расположением жилой надстройки и машинным отделением в корме, с дизельной энергетической установкой, двухвальное с винтами регулируемого шага, с носовым подруливающим устройством имеет следующие характеристики:
 
Длина габаритная - 38,35 м.;
Длина между перпендикулярами - 36,35 м;
Ширина габаритная - около 7,92 м;
Ширина по КВЛ - 7,70 м;
Осадка по КВЛ - 2,35 м;
Скорость на полном ходу - 12 узл;
Скорость экономхода - 8 узл.;
Мощность главных двигателей - 2 по 442 кВт.;
Автономность - 5 суток.
 
Класс РС: КМ Ice 2 R2 AUT3-C OMBO SDS>100.
 
Проект заметно отличается от имеющихся в эксплуатации аналогичных судов:
 
1. На судне установлено водолазное оборудование, позволяющее выполнять водолазные и подводно-технические работы на глубинах до 100 метров и не имеющее аналогов на действующих судах, находящихся в распоряжении Госморспасслужбы Российской Федерации;
 
2. За счет наличия двух воздушно-пенных лафетных стволов судно имеет возможность тушения пожаров на других судах и плавобъектов;
 
3. На судне установлена буксирная лебедка, обеспечивающая выполнение функций буксировщика;
 
4. При размещении боновых заграждений и скимера на борту судно сможет обеспечить функции ЛАРН;
 
5. Характеристики судна и специального оборудования обеспечивают выполнение подводных спасательных операций при волнении до 3-х баллов, при этом подход судна к месту проведения спасательной операции возможен при высоте волн до 7 метров;
 
6. Для обеспечения требуемых ходовых качеств на судне установлено два высокооборотных главных двигателя мощностью 442 кВт каждый, работающие на винты регулируемого шага, а также - для удержания судна над местом выполнения работ - предусмотрено носовое подруливающее устройство мощностью 120 кВт;
 
7. Наличие на борту судна современного телеуправляемого подводного аппарата позволяет выполнять обследование дна акваторий, подводных частей корпусов и винто-рулевых устройств кораблей, а также подводной части гидротехнических сооружений на глубинах до 100 м.;
 
8. Для работ по подъему затонувших судов, ремонту подводной части кораблей, ремонту гидротехнических сооружений, а также для обеспечения спасательных операций предусмотрено оборудование для подводной сварки на глубинах до 25 метров и подводной резки на глубинах до 100 метров, кроме того, грузоподъемное оборудование судна позволяет поднимать отдельные фрагменты затонувших объектов весом до 2 т с глубины до 100 м;
 
9. При участии в операциях по снятию судов с мели обеспечивается возможность откачки воды из затопленных отсеков аварийного судна, а также продувка судоподъемных понтонов.
 
В состав водолазного оборудования входят:
 
• Барокамера на 4 водолазов;
• Водолазный полуколокол с СПУ;
• Водолазное снаряжение со шлемом SUPERLITE и вентилируемым шлемом DESCO;
• Водолазное снаряжение универсальное "сухого" типа;
• Средства водообогрева водолазов;
• Средства связи;
• Средства подводного освещения;
• Подводное телевидение;
• Подводная сварка/резка;
• Гидравлический инструмент;
• Средства водоотлива;
• Средства грунторазмыва;
• Телеуправляемый подводный аппарат;
• Водолазный трап.
 
Таким образом, уникальное сочетание установленного на судне оборудования, а также мощная энергетическая установка, позволяют судну решать практически любые специализированные задачи, связанные с подводно-техническими работами на глубинах до 100 м. Помимо этого судно может тушить пожары на других судах с помощью двух воздушно-пенных лафетных стволов производительностью по 180 куб.м в час, выполнять функции буксировщика (в корме установлена якорно-швартовно-буксирная лебедка с усилием 7 тонн), откачивать воду из отсеков аварийного судна, участвовать в операциях по борьбе с разливом нефти. Подобное сочетание функций явлется уникальным для судна, имеющего длину всего 38 метров.
 
Головное судно серии SDS08 - "Стольный град Ярославль" (строительный номер 201) было заложено 28 августа 2009 года. Спущено на воду 12 августа 2010 года. Сдано 25 октября 2010 года.
Второе судно серии SDS08 - "Ростов Великий" (строительный номер 202) было заложено 9 марта 2010 года. Спущено на воду 21 апреля 2011 года. Сдано в эксплуатацию 30 мая 2011 года.
Третье судно серии SDS08 - "Углич" (строительный номер 203) было заложено 16 марта 2010 года. Спущено на воду 24 мая 2011 года. Сдано в эксплуатацию 7 августа 2011 года.
Четвертое судно серии SDS08 - "Рыбинск" (строительный номер 204) было заложено 9 августа 2011 года. Спущено на воду 19 июня 2012 года. Сдано в эксплуатацию 15 августа 2012 года.
 
Источники информации:
 
"Региональная пограничная газета Граница России Северо-Восток";
Официальный сайт ФБУ "Госморспасcлужба России".