Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

27.05.21 08:30
Доклады Бюро на конференции "Современные технологии проектирования, постройки, эксплуатации и ремонта судов, морской техники и инженерных сооружений"

C 26 по 27 мая 2021 года в онлайн-режиме была проведена научно-техническая конференция с международным участием "Современные технологии проектирования, постройки, эксплуатации и ремонта судов, морской техники и инженерных сооружений". Организатор - Национальный Университет Кораблестроения имени адмирала Макарова (ранее Николаевский кораблестроительный институт), г. Николаев.
 
Всего было представлено 45 докладов.
 
Морское Инженерное Бюро подготовило четыре доклада по наиболее актуальным научным и практическим проблемам отечественного судостроения и судоходства:
 

1. Размерная модернизация сухогрузных судов смешанного плавания на примере проектов RSD04L и RSD04LG (на пленарном заседании).
Авторы - Г.В. Егоров, В.И. Тонюк.
 
Базовые сухогрузы проекта 003RSD04 относятся по классификации, принятой в Бюро, к "Азово-Каспийским трехтысячникам", так как могут гарантированно при малых осадках портов Азовского и Каспийского морей принять на борт партию груза в 3000 тонн (+ 10%). При осадке 3,60 м в пресной воде дедвейт 2590 тонн. При осадке 4,46 м в соленой воде дедвейт 3760 тонн.
 
Всего в 2004-2010 годах в Турции было построено 12 судов, включая 6 судов по модернизированным проектам 003RSD04/ALB02 и 003RSD04/ALB03. Длина габаритная 89,7 м, ширина 15,6 м, высота борта 5,75 м. Суда проекта 003RSD04 проектировались с одним трюмом ящичной формы для возможности перевозки негабаритных грузов. Размеры трюма 59,15 х 13,2 х 6,39 м.
 
Для возможности сохранения одного трюма при обязательном выполнении требований Международной Конвенции СОЛАС-74 к вероятностному индексу деления на отсеки была разработана специальная схема расположения балластных и сухих отсеков второго дна и второго борта с перетоками, обеспечивающая минимизацию крена при повреждениях борта. Прочность корпуса обеспечивается, в том числе, и при неравномерном распределении груза по длине и ширине трюма.
 
Впоследствии конъюнктура рынка изменилась, появилась необходимость в дополнительных грузовых пространствах для перевозки массовых грузов из портов Азова и Каспия. Было принято решение о размерной модернизации 6 судов проектов 003RSD04/ALB02 и 003RSD04/ALB03, в основе которой заложена концепция использования максимально возможной длины при существующей ширине, без замены главных двигателях и практически неизменном расходе топлива при той же эксплуатационной скорости.
 
Так появились проекты RSD04L (удлинение судов проекта 003RSD04/ALB03) и RSD04LG (удлинение судов проекта 003RSD04/ALB02). Работы по модернизации судов выполнялись на судостроительных заводах Украины и Турции.
 
Основная задача удлинения судна на 24,05 м по проекту RSD04L - увеличение дедвейта на меньших осадках (3,8-4,5 м), которые характерны для портов Азовского и Каспийского морей. Вес вставки вместе с крышками - 304 тонн. Дедвейт при осадке 4,50 м вырос до 4721 тонн с 3429 тонны - на 1292 тонн, при осадке 4,20 м - до 4238 тонны с 3061 тонн - на 1177 тонн. Дедвейт при осадке по ЛГВЛ 4,92 м - до 5406 тонн с 3952 тонн (плюс 1454 тонн).
 
После модернизации по проекту RSD04L судно получило класс РМРС - КМ Ice3 (hull; power at d = 4.55 m) Ice2 (power) R2-RSN АUT3.
 
Два трюма судна суммарным объемом 7867 куб. м (больше на 2381 куб.м исходного значения) имеют ящичную форму, гладкостенные и удобны для проведения грузовых работ и размещения груза без штивки.
 
Размеры большого трюма (N2) составляют 54,6 х 12,7 х 8,0 м, второго (N1) - 25,35 х 12,7 х 8,0 м.
 
Контейнеровместимость увеличилась до 191 TEU (151 в трюмах и 40 на крышках).
 
Для проекта RSD04LG была разработана цилиндрическая вставка длиной 25,35 м. Вес вставки вместе с крышками - 393 тонны. Основное отличие от проекта RSD04L - с целью обеспечения дедвейта, характерного для осадок Азовского и Каспийского морей, подняты комингсы.
 
Дедвейт при осадке 4,20 м увеличился до 4398 тонн с 3223 тонн - на 1175 тонн, при осадке 4,50 м - до 4900 тонн с 3603 тонн - на 1297 тонн. Дедвейт при осадке по ЛГВЛ 4,85 м составляет 5577 тонны (с 3557 тонн, увеличение на 2020 тонн).
 
После модернизации по проекту RSD04LG судно получило класс Российского морского Регистра судоходства - КМ Ice2 R2-RSN(4.5) АUT3.
 
Суммарный объем двух грузовых трюмов - 7377 куб. м (больше на 2882 куб.м, чем у исходного судна).
 
Как отмечает Заказчик, суда после такой модернизации сохраняют все свои исходные преимущества (перевозка негабаритных грузов) и получают существенную прибавку в экономике за счет дополнительного груза в обычных рейсах (цитата "именно этой добавки и не хватало").
 
Длинный трюм позволяет бесперевалочно перевозить нестандартные грузовые места из любого европейского порта или порта района Персидского залива по внутренним водным путям в Каспийское море.
 
Увеличение отношения длины к ширине судна позволило сохранить расход топлива и скорость при тех же главных двигателях (1470 кВт на RSD04LG и 1850 кВт на RSD04L).
 

2. Проектирование и строительство современных танкеров-химовозов смешанного плавания.
Авторы - Г.В. Егоров, Н.В. Автутов, А.В. Зарецкий.
 
Уже при строительстве судов проектов RST27 происходило существенное расширение спектра перевозимых наливных грузов: к нефти и нефтепродуктам сначала были добавлены грузы, подпадающие под общее название "растительное масло" (а среди них и компоненты биотоплива, и знаменитое сейчас пальмовое масло и т.п.), а затем и другая "легкая" химия, впрочем, требующая выполнения нормативов по непотопляемости и оборудованию, а также по покрытиям танков к химовозу типа ИМО 2.
 
Наконец, рост перевозок по Каспийскому морю потребовал увеличения грузоподъемности при осадках, характерных для портов Ирана и Туркмении. В итоге был создан новый концепт RST27M), на базе танкеров проекта RST22 - концепт RST22TP.
 
Главной особенностью танкеров-химовозов смешанного река-море плавания, по сравнению с иными судами нового поколения, является расширение спектра перевозимых грузов. В одном рейсе обеспечивается перевозка от трех (RST27M) до шести (RST22TP) сортов груза.
 
Помимо нефти и нефтепродуктов, суда-химовозы могут перевозить расширенный перечень других грузов: масло касторовое; масло какао; масло кокосовое; масло кукурузное; масло хлопковое; масло арахисовое; масло ореха "бассия"; масло льняное; масло из косточек манго; масло оливковое; масло пальмоядровое; олеин пальмоядровый; стеарин пальмоядровый; масло пальмовое; олеин пальмовый; стеарин пальмовый; масло рапсовое; масло рисовое; масло сафлоровое; масляного дерева масло; масло соевое; масло подсолнечное; масло тунговое; спирт метиловый; эфир трет-бутиловый метила; эфир третбутиловый этила; этиленгликоль; растворы лигносульфоната кальция; этилацетат; гексан (все изомеры); октанол (все изомеры); раствор гидроксида натрия; толуол; раствор нитрата карбамида/аммония; ксилолы; ацетон; спирт этиловый; спирт изопропиловый; диэтиленгликоль; глицерин.
 
Судно проекта RST22TP может перевозить 53 химически опасных наливных груза.
 
Суда удовлетворяют габаритам Волго-Донского судоходного канала и Волго-Балтийского пути.
 
Отличительной особенностью судов-химовозов, как и других танкеров река-море плавания Морского Инженерного Бюро, является использование в качестве единых средств движения и управления полноповоротных винто-рулевых колонок, отсутствие продольной переборки в ДП, применение погружных насосов, полное отсутствие набора в грузовых танках, развитый тронк.
 
Могут круглогодично работать в морских районах, соответствующих ограниченному району плавания R2, в том числе вокруг Европы, и по внутренним водным путям.
 
Условия эксплуатации зимой: эпизодическое круглогодичное в незамерзающих морях, в мелкобитом разреженном льду неарктических морей (самостоятельное плавание в мелкобитом разреженном льду толщиной 0,40 м со скоростью 5 узлов; плавание в канале за ледоколом в сплошном льду толщиной 0,35 м со скоростью 3 узла).
 
Суда полностью соответствуют Международным требованиям для перевозки наливных химически опасных грузов ИМО2, включая двухотсечную непотопляемость.
 
Вместимость шести грузовых танков и двух отстойных танков при 98% заполнении на танкере проекта RST27M - 8970 куб. м., дедвейт в море - 7875 тонны при осадке 4,60 м, в реке при осадке 3,60 м - 5337 тонн, скорость в эксплуатации - 10,5 узлов. Грузовая система выполнена под одновременную перевозку трех сортов груза, производительность грузовых насосов - 6 х 200 куб. м./час. Установлено два вспомогательных паровых котла производительностью по 2,5 т/ч и два утилизационных паровых котла производительностью по 0,45 т/ч.
 
Вместимость шести грузовых танков и двух отстойных танков на танкере проекта RST22TP составляет 8089 куб. м, дедвейт в море - 7033 тонны при осадке 4,60 м, в реке при осадке 3,60 м - 4636 тонн, скорость в эксплуатации - 12,0 узлов. Грузовая система выполнена под одновременную перевозку шести сортов груза, производительность грузовых насосов - 3 х 300 куб. м./час и 3 х 200 куб. м./час. Установлены один термальный 1750 кВт и два утилизационных котла по 250 кВт.
 

3. Создание речного экологического судна-бункеровщика проекта RT37.
Авторы - Г.В. Егоров, Д.В. Черников.
 
30 сентября 2020 года экологический "танкер-фабрика" проекта RT37 "Георгий Москалев" сдал первый раз бытовые стоки с судов на озере Байкал. С тех пор, судно находится в работе и успешно выполняет поставленные перед ним задачи.
 
Морское Инженерное Бюро спроектировало танкер проекта RT37 на базе уже построенных судов - бункеровщиков проекта RT18 и судов - экологов проекта RT29, по сути, объединив возможности этих проектов и с учетом класса "М" (все прототипы имели класс "О") при обеспечении относительно небольшой осадки в 1,80 м.
 
Концепт RT37 представляет самоходный класса РРР М 3,0 (лед 30) А танкер-бункеровщик - экологическое судно, сборщик нефтесодержащих и сточно-фановых вод, а также сухого мусора - стальное, двухвальное однопалубное судно с баком и ютом, кормовым расположением надстройки и МО, двойным дном и двойными бортами в районе грузовых танков и перерабатывающих установок.
 
Имеет размеры габаритные (длина х ширина х высота борта) 51,60 м х 10,23 м х 2,60 м. Дедвейт при осадке 1,8 м около 280 тонн.
 
Вместимости грузовых танков для дизельного топлива 82 куб. м, грузовых танков для масел - 17 куб. м., танков сточных вод - 59 куб. м., нефтесодержащих вод - 25 куб. м, танков для шлама - 2,1 куб. м. Скорость при работе на двух двигателях по 261 кВт на испытаниях достигла 16,5 км/час (при контрактной 16,0 км/час). Экипаж - 7 человек (9 мест).
 
Судно проекта RT37 называют "танкер-фабрика", так как он не только собирает отходы, но и перерабатывает их, а заодно и заправляет обслуживаемые суда.
 
Судно предназначено для приема с берега, транспортировки и выдачи на берег или другое судно нефтепродуктов (с температурой вспышки свыше 60°С), дизельного топлива и смазочных масел вязкостью до 50 сSt при t = 50°С. Также предусмотрена сборка, очистка или транспортировка к месту переработки нефтесодержащих и сточнно-фановых вод, а также сухого мусора.
 

4. О переклассификации речных пассажирских судов.
Авторы - Г.В. Егоров, А.Г. Егоров, Я.В. Калугин.
 
На Днепре работает два классических круизных пассажирских судна: "Викинг Синеус" (проект модернизации Морского Инженерного Бюро PV17) и "Принцесса Днепра".
 
Оба судна переклассифицированы на смешанный класс РУ М-ПР из речного класса М.
 
Это позволяет судам работать на морском участке до Румынии и Болгарии.
 
В 2020 году впервые на смешанный класс РРР М-ПР было переклассифицировано судно проекта Q-040 "Александр Пушкин" по проекту PV25 Морского Инженерного Бюро.
 
Это позволило круизной компании "ВодоходЪ" организовать прямые круизы на Соловецкие острова.
 
На судне проекта PV25 "Александр Пушкин" предусмотрены индивидуальные и коллективные спасательные средства в следующем количестве:
 
• 33 спасательных круга;
• 312 спасательных жилетов плюс 22 детских спасательных жилета;
• две спасательные моторные шлюпки общей вместимостью 36 человек (18 человек каждая);
• две морские эвакуационные системы с четырнадцатью спасательными плотами общей вместимостью 280 чел.
 
Морские эвакуационные системы имеют конструкцию, обеспечивающую посадку без попадания людей в воду.
 
Судно проекта PV25 "Александр Пушкин" соответствует повышенным стандартам экологической безопасности. Трубопровод выдачи сточных вод дооборудован фланцевым соединением международного образца. Система осушения дооборудована переносным водоструйным эжектором. Система нефтесодержащих вод оборудована отдельной сигнализацией о допустимом уровне подсланевых вод, независимой от датчиков, установленных для управления осушительными насосами. Топливная система дооборудована запорными клапанами, установленными на трубопроводах приема топлива.
 
На судне проекта PV25 "Александр Пушкин" установлена новая аэрозольная система пожаротушения, новая система углекислотного пожаротушения, модульная система пожаротушения тонкораспыленной водой и системы локального пожаротушения. Общее количество пожарных кранов на судне 38 единиц.
 
Судно проекта PV25 "Александр Пушкин" дооборудовано средствами связи, навигации и сигнализации.
 
В настоящее время выполняются и другие переклассификации.
 
Такие переклассификации стали возможны после выполнения в 2004 и 2007 годах Бюро НИР и натурных испытаний речного пассажирского судна "Т.Г. Шевченко" проекта 302МК в морских условиях, соответствующих району плавания М-ПР.
 
Проблема расширения прибрежных морских районов эксплуатации пассажирских судов проекта 302 и, в частности, т/х "Т.Г. Шевченко" имеет продолжительную историю.
 
В 2004 Департамент морского и речного транспорта Украины утвердил "Дополнение к документу "Положение об эксплуатации пассажирских судов АСК "Укрречфлот" пр. 301 и 302 в прибрежных районах Черного моря", применительно к т/х "Т.Г. Шевченко" проекта 302 с учетом его дооборудования и модернизации на класс М-Пр-2,5(лед), в соответствии с которым этому судну разрешалось плавание по трассе Херсон - Одесса - Несебр (Болгария) при высоте волны с обеспеченностью h3% ≤ 2.5 м в прибрежной полосе Черного моря с удалением от берега не более 10 миль в период с мая по сентябрь.
 
Следует отметить, что было обосновано расширение района плавания не только до Несебра, но и до Стамбула, однако, по различным причинам Стамбул не был внесен в "Дополнение".
 
В 2007 были проведены статические прочностные испытания, мореходные и прочностные испытания при морском переходе.
 
Дополнительно было произведено существенное уточнение (уменьшение) расчетной величины изгибающего момента на тихой воде и выполнен обширный численный эксперимент по определению силовых и кинематических характеристик т/х "Т.Г. Шевченко" при плавании в условиях регулярного двух - и трехмерного волнения при различных скоростях хода, курсовых углах и средних периодах волнения.