Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

10.10.20 15:43
Ответ экспертов Морского Инженерного Бюро на вопрос "Сколько судов мы построим?"

Строить грузовые и круизные суда однозначно надо, но темпы пополнения новыми судами следует согласовывать с реальными данными по выбытию старого флота и корректным анализом грузовой базы и пассажиропотока.
 
Такое мнение в ходе онлайн конференции "Сколько судов мы построим в России?", организованной ИАА "ПортНьюс" при поддержке ПАО "ГТЛК" в партнерстве с агентством "INFOLine-Аналитика", высказал генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор Геннадий Егоров. Он обратил внимание на триаду "грузовая база - путевые условия - флот", о которой многократно упоминалось в первой серии вебинаров по проблемам водного транспорта. Именно она определяет перспективы нового судостроения в река - море и речном сегменте.
 
Например, по данным старшего научного сотрудника Морского Инженерного Бюро, к.т.н. Александра Егорова, совокупное выбытие дедвейта в сухогрузном тоннаже к 2025 году составит примерно 870 тыс. тонн, к 2030 году - 2 млн. тонн. При условии сохранения сегодняшней грузовой базы для компенсации такого уменьшения флота потребуется к 2025 году еще около 100 судов проекта RSD59, а к 2030 году - около 200 единиц.
 
Однако профессор Геннадий Егоров особо отметил, что рынок требует наличия судов различных типоразмеров, а не только "Волго-Дон максов".
 
В частности, не списываются и соответственно пользуются грандиозной популярностью суда типа "Омский", которые берут 3000 тонн груза при осадке 3,20 м. Поэтому есть очень реальный спрос на "Новые Омские" проекта RSD34.
 
Аналогично по танкерному флоту. Сокращение тоннажа на 2025 год составит около 280 тыс. тонн, на 2030 год - 780 тыс. тонн. В пересчете на химовозы "Волго-Дон максы" проекта RST27M - еще 36 судов на 2025 год и около 100 единиц на 2030 год. При этом продолжается расширяться перечень наливных грузов, к растительному маслу и патоке добавляются гудрон, жидкие удобрения, метанол и другая нефтехимия, а также такие грузы как битум, которые вообще требуют вовсе не бездумного копирования некоторыми коллегами наших RST27, а других технических решений.
 
По круизным пассажирским потребность в новом судостроении объективно определяется по сокращению суммарной пассажировместимости. Причем это явление также абсолютно объективно и связано не только со старением флота, но и сокращением количества пассажиров на каждом отдельно взятом судне в связи с продолжающими работами по повышению комфортабельности (меньше кают, но большей площадью).
 
В итоге, сейчас у нас в сумме 24600 пассажиро - мест, в 2025 ожидается 18700, в 2030 году - 11600. При сохранении сегодняшнего объема круизных пассажиров нам потребуется соответствующее количество новых круизников. Здесь тоже надо видеть реальные тенденции рынка. То есть, необходимы и PV500, как самые окупаемые, и PV300, и PV11, и ПКС.
 
Грузовой флот смешанного река-море плавания в действительности продолжается выводиться из эксплуатации.
 
Отвечая на вопросы коллег, в ходе дискуссии генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор Геннадий Егоров отметил, что только за 2019 год вывели из эксплуатации 32 сухогрузных судна и 19 танкеров.
 
Просто коллеги часто это явление не видят, рассматривая флот и грузовую базу водного транспорта как закрытую систему. В действительности все порты Юга (Ростов-на-Дону, Таганрог, Ейск, Азов, Темрюк), Астрахань, Санкт-Петербург, Архангельск - это открытые международные порты. И на эту грузовую базу небезуспешно претендуют "Волго-Балты", "Сормовские", "Волго-Доны", "Омские", "Сибирские", "Амуры" с иными флагами и не российскими классификационными обществами.
 
Вполне понятна и часто реализуемая схема, когда старое судно река-море плавания, которое уже не выдерживает требований РС и РРР, уходит под более удобный класс и флаг и там работает уже до сдачи на металлом.
 
Например, 140 из 186 списанных к 2019 году "трехтысячников" имели не российскую юрисдикцию (т.е. 75%).
 
Россия в сегменте строительства грузовых судов смешанного плавания лидирует и со значительным отрывом. Однако это не повод для того, чтобы успокоиться.
 
По данным Морского Инженерного Бюро, для работы на нашей грузовой базе было получено за двадцать лет 467 самоходных грузовых судов смешанного река-море, ограниченного морского и внутреннего плавания. Российские заводы поставили 284 судна (61%). Если учесть заказы, то в России строится еще 43 судна из общего заказа в 58 судов (т.е. уже 74%). Однако это не повод для того, чтобы успокоиться. Судостроение - среда вполне конкурентная. Китайские и турецкие заводы в действительности весьма заметны - соответственно ими было построено 65 и 58 судов плюс еще в постройке не менее семи. Наши клиенты крайне чувствительны к экономике.