Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

21.09.20 18:55
Статья корреспондента "Известий" Кирилла Комарова о круизном судне проекта PV300 "Мустай Карим"



"Известия" опубликовали статью Кирилла Комарова о круизном судне проекта PV300 "Мустай Карим".
 
Завод-строитель - нижегородский завод Красное Сормово (генеральный директор Михаил Першин).
 
Заказчик - компания "ВодоходЪ" (генеральный директор Ришат Багаутдинов).
 
Проект PV300 разработан Морским Инженерным Бюро.
 
Фотографии Анастасии Веденеевой.
 
"Рейсы по рекам России начал совершать новейший российский круизный лайнер "Мустай Карим". Событие действительно знаковое. Это первое пассажирское судно, построенное на российской верфи за последние 60 лет. С начала 1960-х годов прошлого века Советский Союз, а затем и Россия не строили речные круизные суда, а покупали их в странах соцлагеря - ГДР, Венгрии, Чехословакии. Сейчас большинство из них уже отмечают полувековой юбилей. Корреспондент "Известий" отправился из Москвы в круиз на "Мустай Кариме" и выяснил, что предлагает пассажирам новая гордость отечественного судостроения.
 

По рекам, по морям
 
"Пассажирские суда в России не строили 60 лет, - сказал глава Объединенной судостроительной компании (ОСК) Алексей Рахманов ровно год назад, 11 сентября 2019 года, на церемонии спуска на воду теплохода "Мустай Карим" на заводе "Красное Сормово" под Нижним Новгородом. - Тех, кто строил пассажирские суда в 1959 году, уже не осталось. И мы смогли собрать ключевые компетенции".
 
С момента закладки теплохода до спуска на воду прошло два с половиной года. Еще год потребовался на ходовые испытания. Не всё было гладко (старт круизов несколько раз переносили, да и пандемия сдвинула сроки), но учитывая, что судно подобного типа появилось у России впервые за 60 лет, передача теплохода заказчику - компании "Водоходъ" - событие поистине всероссийского масштаба.
 
"Мустай Карим" построен по проекту PV300, разработанному компанией "Морское инженерное бюро". К настоящему моменту в России заложено два таких судна: помимо этого теплохода на заводе "Лотос" под Астраханью строится теплоход "Петр Великий". И хотя его заложили даже раньше, нижегородские судостроители оказались быстрее. Что же касается "Петра Великого", то передать его заказчику обещают в мае следующего года.
 
Названный в честь башкирского поэта "Мустай Карим" приковывает к себе взгляды. В первую очередь, из-за необычной формы носа.
 
"Многие называют его "утюг" - это уже мировое понятие. У этого проекта инверсный нос x-bow, то есть у него обратный наклон. Такой теплоход не поднимает волной, наоборот, он подныривает под нее, режет, что улучшает гидродинамические параметры теплохода", - рассказал "Известиям" капитан лайнера "Мустай Карим" Сергей Кайнов.
 
Винторулевые колонки теплохода поворачиваются на 360 градусов. В сочетании с мощным подруливающим устройством лайнер необычайно поворотлив, он может маневрировать в самых узких речных портах. При этом, например, длина "Мустай Карима" - 141 м, а ширина - около 17 м. Он значительно больше и шире своих "советских" собратьев, но намного маневренней.
 
По словам капитана, в рубке всё очень компактно. Если на старых судах стоит три пульта и системы управления разбросаны, то здесь всё создано для того, чтобы штурман или помощник капитана сел и у него всё было под рукой. Ему практически не надо вставать, чтобы вести судно безопасно, со всеми связываться и т.д.
 
"На судне нет штурвала - руление осуществляется при помощи двух джойстиков, которые управляют винтами. Для этого вполне достаточно одного человека. Но на пассажирских судах по правилам в рубке требуется обязательное присутствие двух судоводителей: один - рулевой, второй - штурман", - говорит капитан Сергей Кайнов.
 

Каюты от голландцев
 
На судне четыре палубы, три из которых практически полностью отданы под каюты. "Мустай Карим" может принять 329 пассажиров, к услугам которых 160 кают. Подавляющее большинство из них - каюты категории делюкс, также есть люксы (два из них с балконом), один гранд-люкс и восемь стандартов. Впрочем, в компании говорят, что от стандартов скоро избавятся, превратив их в делюксы.
 
Как говорит директор по маркетингу компании "Водоходъ" Илья Суховольский, лайнер спроектирован по типу "плавучей гостиницы" и соответствует уровню пятизвездочного отеля.
 
Большинство кают категории делюкс - это комнаты площадью 20 кв. м, рассчитанные на двух гостей. Дизайн интерьеров разработан голландским яхтенным бюро Guido de Groot. Каюты выполнены в спокойных тонах с преобладанием светло-бежевого и темно-коричневого цветов. Бархатное изголовье кроватей, два темных кресла с белым журнальным столиком, светлые, почти белые прикроватные тумбочки и темный деревянный стол с огромным зеркалом.
 
Кроме того, в каждой каюте есть гардероб, сейф, плазменная панель с 40 телевизионными каналами, а также чайник, кофе-машина и небольшой холодильник, скрытый в тумбу.
 
Санузел - умывальник и туалет - достаточно просторный, те, кто ходил в круизы на судах времен ГДР, будут приятно удивлены. А вот что действительно поражает, так это размеры душевой кабины - такие объемы встретишь не в каждом "земном" отеле.
 
Балконов в каютах на "Мустай Кариме" нет (за исключением пары кают более высокой категории), зато есть панорамные окна в пол, которые можно открыть.
 
Если не смотреть в окно на постоянно меняющиеся виды (в отличие от морских круизов во время путешествия по реке вы практически всегда видите берег), то на некоторые время действительно забываешь, что живешь не на корабле, а в обычной гостинице. С той лишь разницей, что этот отель практически каждый день привозит в новое место.
 

Погулять, потанцевать
 
Лайнер спроектирован по типу "плавучего отеля", поэтому здесь максимум полезного пространства отдали пассажирам. Как говорит капитан Сергей Кайнов, все служебные помещения хоть и небольшие, но удобные. Даже каюта капитана на "Мустай Кариме" несколько меньше, чем на других теплоходах, впрочем, по уровню комфорта она их превосходит.
 
А вот открытых пространств на лайнере не так много, особенно по сравнению с теплоходами времен СССР. Здесь практически нет открытых палуб, по которым так любят гулять пассажиры, - за счет этого больше стали каюты, нет открытого пространства на корме, где обычно любят сидеть курильщики, наблюдая за следом от винтов.
 
На "Мустай Кариме" одна открытая "солнечная" палуба - фактически это крыша лайнера. Это огромное пространство с беседками и лежаками. Впрочем, из-за размеров теплохода в городах (например, в Москве и Санкт-Петербурге) выход на "солнечную" палубу закрывают из-за низких мостов.
 
По словам капитана, на российских реках самое большое ограничение для этого теплохода - мост Октябрьской железной дороги. Это третий мост, если идти от Северного речного вокзала Москвы. "Для его прохождения мы берем специальный балласт, чтобы увеличить осадку. И поэтому у нас закрыта солнечная палуба на протяжении всего канала, так как нужно соблюдать высотные габариты: они 13,5 м, не более. А у нас в поднятыми леерами 16,5 м. Поэтому мы закрываем для этого палубу", - пояснил Сергей Кайнов.
 
Что же касается внутреннего пространства лайнера для пассажиров, то к их услугам два ресторана, два бара, спа-центр, фитнес-зал, конференц-зал и даже "винная библиотека".
 
Распорядок дня на теплоходе такой: зарядка в 7 утра, затем - завтрак в одном из двух ресторанов, а затем - хотите, отправляйтесь на экскурсию по городу, не хотите - оставайтесь на теплоходе, где вас ждут мастер-классы по живописи, латиноамериканским танцам или интеллектуальные игры типа "Что? Где? Когда?". А если вообще нет никакого желания что-то делать - просто слушайте саксофон в "винной библиотеке" либо - фортепьяно в баре "Панорама".
 
Кстати, всё это, а также экскурсии в портах захода и питание в течение всего круиза, - включено в стоимость.
 
В этом году из-за пандемии коронавируса на теплоходах в России полностью отказались от концепции "шведский стол" на завтрак и обед. Теперь вся подача блюд - по меню.
 
На завтрак - каши и сырники, на обед - салат, суп, основное блюдо и десерт, аналогичный выбор на ужин. Плюс еще бокал вина. Каждую позицию можно выбрать из трех-четырех вариантов.
 

Территория обитания
 
"Лайнер будет работать на популярных маршрутах между Москвой и Санкт-Петербургом, а также совершать круизы по Волге", - говорит представитель компании "Водоходъ" Илья Суховольский.
 
14 сентября "Мустай Карим" отправился из Москвы в Ростов-на-Дону.
 
Последний круиз в сезоне-2020 состоится 6-8 ноября из Москвы в Углич и обратно. Кстати, этот же круиз 1-3 мая откроет навигацию нового 2021 года".
 

Краткое описание судна
 
Четырехпалубный круизный лайнер проекта PV300 рассчитан на 329 пассажиров, размещаемых в комфортабельных двухместных каютах (в семи каютах три места - два взрослых плюс ребенок) площадью от 17 до 46 кв. метров.
 
Судно будет работать на дальних круизных линиях Москва - Санкт-Петербург, Москва - Астрахань и Москва - Ростов-на-Дону.
 
Судно обладает "всеми атрибутами пятизвездочного отеля", включая поддерживающую пассажирскую инфраструктуру.
 
Ресторан на главной палубе имеет 329 посадочных мест, т.е. обеспечивает единовременную посадку всех гостей, включая детей.
 
Для досуга есть обзорные салоны (музыкальный на 200 мест и читальный на 50 мест), трансформируемый конференц-зал (на 140 мест), три бара (пивной, "Панорама" и в читальном салоне), детская комната, фитнесс-центр (сауна, хамам, массажные кабинеты, тренажерный зал, парикмахерская), сувенирный киоск и солярий на открытой солнечной палубе (700 кв. метров).
 
Для людей с ограниченными возможностями - лифты, соединяющие все палубы, коммуникации и туалеты, повышенные габариты проходов, отсутствие препятствий при перемещении в колясках.
 
Судно дает возможность совершить водное путешествие по выбранному маршруту по европейской части России с заходом в порты, в которых организовываются пешие и автобусные экскурсии к культурным, историческим, природным достопримечательностям и береговым курортным зонам, с проживанием в условиях комфорта современной гостиницы, с возможностью реализации самых различных форм досуга на борту самого судна (бары, дискотеки, прием солнечных ванн, фитнесс, прогулки по открытым пространствам судна или в беседе с бокалом в руке, осматривая красоты берегов, просмотр фильмов, спектаклей и постановок, выступлений актеров и известных людей, прослушивание лекций, работа творческих кружков, общение с друзьями или просто отдых в каюте с открытой лоджией - "французским" балконом).
 
Для привычных судов "Волго-Дон макс" класса существующих проектов (пр. 301, 302) численность пассажиров в таких современных каютах составляет 200-220 человек. В новом концепте PV300, имеющем такие же примерно габаритные размеры, можно очень комфортно разместить примерно 300-350 пассажиров.
 
Все пассажирские каюты размещены на верхней, шлюпочной и тентовой палубах. На главной палубе, где члены экипажа работают при швартовке, шлюзовании, высадке пассажиров, приеме грузов и где, соответственно, может быть повышенный уровень шума и вообще могут возникать факторы, беспокоящие клиентов пассажирских кают - нет.
 
Компоновка круизного пассажирского судна в варианте Водохода рассчитана на 329 пассажира, которые путешествуют в комфортабельных 161 каютах: 7 трехместных каютах "Люкс" площадью 29-46 кв. метров, 2 двухместных каютах "Люкс" площадью по 24 кв. метра и 152 каютах "Стандарт" площадью около 17-20 кв. метров.
 
Все каюты имеют собственные "французские" балконы (некий аналог лоджии), оборудованы двуспальными кроватями, душем с туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со спутниковыми и внутрисудовыми каналами, феном, электрическими розетками на 220В и 110В, беспроводным Интернетом (Wi-Fi), судовой радиотрансляцией, внутренней и внешней телефонной связью.
 
Судно нового концепта PV300 имеет следующие главные характеристики:
 
длина габаритная - 141 м;
длина между перпендикулярами - 140,15 м;
ширина габаритная - 16,80 м;
ширина расчетная - 16,60 м;
высота борта - 5,00 м;
осадка наибольшая - 3,00 м;
высота габаритная от ОП - 16,25 м;
скорость - 22,5 км/час;
экипаж и обслуживающий персонал - 141 человек;
автономность по топливу - 15 суток;
по прочим видам запасов - 5 суток.
 
На испытаниях судно показало скорость 25 км в час при контрактной 22,5 км в час.
 
Движение и управляемость судна обеспечивается двумя кормовыми полноповоротными винторулевыми колонками с винтами фиксированного шага в насадках.
 
Для улучшения управляемости на малых ходах, при проходе узкостей и при швартовках на судне имеется носовое подруливающее устройство типа "винт в трубе" с винтом фиксированного шага мощностью 500 кВт.
 
Энергетическая установка состоит из двух дизельных двигателей максимальной номинальной длительной мощностью 1200 кВт каждый, работающих на полноповоротные винторулевые колонки; вспомогательной установки в составе трех дизель-генераторов электрической мощностью по 760 кВт каждый и аварийного дизель-генератора электрической мощностью 214 кВт; котельной установки, состоящей из одного термального котла тепловой мощностью 800 кВт и трех утилизационных котлов ДГ тепловой мощности по 170 кВт.
 
В соответствии с требованиями Правил РРР из расчета нахождения на борту судна 470 человек установлены две спасательных моторных шлюпки по 48 чел. каждая, 16 спасательных плотов сбрасываемого типа вместимостью 25 человек каждый и две морские эвакуационные системы на 200 человек каждая, обеспечивающие посадку людей без попадания их в воду.