Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

30.07.20 14:26
"Ловись рыбка большая и маленькая - рыбопромысловые суда XXI века" - вебинар ИАА "ПортНьюс" (о бизнесе и флоте)



22 июля 2020 года состоялся восьмой вебинар ИАА "ПортНьюс". Со специальным докладом на тему "Ловись рыбка большая и маленькая - рыбопромысловые суда XXI века" выступил генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров.
 
Вебинар открыл исполнительный директор НП "Северо-Западный рыболовный консорциум" Сергей Несветов.
 
В дискуссии приняли участие исполнительный директор НП "СЗРК" Сергей Несветов, генеральный директор УК "Фор" Павел Балон, первый заместитель генерального директора АО "Южный центр судостроения и судоремонта" Владимир Прудыус, председатель совета директоров АО "Нордик Инжиниринг" Николай Шабликов, директор АО "Онежский ССЗ" Владимир Майзус, начальник управления планирования и маркетинга Российского морского регистра судоходства Георгий Бедрик, генеральный директор ООО "Си Тех" Петр Ежов, заместитель директора по модернизации и развитию флота НП "СЗРК" Николай Назаренко.
 
В вебинаре также участвовали более 50 специалистов рыболовных компаний, судоходной и судостроительной отраслей, классификационных обществ, предприятий машиностроения, финансовых и лизинговых компаний, проектных и исследовательских институтов.
 
Большой интерес мероприятие вызвало у представителей учебных заведений. В вебинаре участвовали журналисты ИАА "ПортНьюс", ИД "КоммерсантЪ".
 
Профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров рассказал о роли рыболовного флота как в целом для человечества, так и для страны.
 
Потребление рыбы, рыбных и морепродуктов составляет в Северной Америке примерно 24 кг/чел в год, в Европе - 22, в Азии - 21, в Африке и Латинской Америке - 9-10.
 
В 2019 году по данным Федерального агентства по рыболовству потребление рыбы в России составило 12,9 кг/чел (в 2012 году было 17,1 кг/чел).
 
При этом вылов в этом же году составил практически 5 млн. тонн (98,6% от 2018 года). Из них на экспорт было отправлено 2,1 млн. тонн (94,6% от 2018 года) с ростом на 3,9% доходов от продажи за рубеж - всего 5,38 млрд. долларов США.
 
Практически 70% добывается на Дальнем Востоке, около 16% - в Северном бассейне.
 
Дальний Восток - это в основном минтай и сельдь, Северный бассейн - треска и пикша.
 
Вообще экспорт рыбы - существенная статья поступления валюты в страну. Она составляет в среднем 17% от экспорта всей сельхозпродукции и занимает в ней вторую строчку (первую - зерновые, третью - растительное масло). Интересно отметить, что в целом в экспорте страны продажи рыбы и морепродуктов находится на пятом месте.
 
Наблюдается вполне устойчивый рост экспорта - в 2017 году 2 млн. тонн и 4,5 млрд. долларов США, в 2019 году - 2,1 и 5,38 соответственно
.
 
Уже к 1 мая 2020 года было экспортировано 0,828 млн. тонн на 1,65 млрд. долларов США.
 
Основные покупатели конечно в Азии - Южная Корея 34%, Китай 31%, Япония 7%.
 
Основной продукт по весу (90%) - мороженая рыба. Значительную часть продаваемой мороженой рыбы (более 800 тыс. тонн) составляет минтай. Филе, если брать по весу, составляет примерно 5%.
 
При этом филе минтая стоит в 1,3 раза больше, чем обезглавленный и замороженный полуфабрикат, а сурими - в 3,2 раза. Соответственно, по доходам мороженая рыба дала 58,5%, филе и другие продукты из рыбы 27%.
 
Именно поэтому на новых судах, которые сейчас строятся для России, созданы условия для производства продукции с более высокой добавленной стоимостью, чем "заморозка", например, - филе, фарш, порции, рыбные палочки и т.п.
 
Совершенно уникальную роль играют крабы. Добывается в 8 раз меньше, а стоимость в 14 - 15 раз выше мороженого минтая. Российские рыбаки сегодня добывают до 100 тыс. тонн разных видов крабов в год, в основном камчатского (44%), опилио (23%) и синего (10%). Например, в 2019 году - 91,3 тыс. тонн, в 2018 году - 96 тыс. тонн. На экспорт было отправлено в 2019 году 73,4 тыс. тонн (Южная Корея - 60%, Нидерланды - 21%, Китай - 16%).
 
Крабовое мясо - высокоценный деликатесный продукт с отличными вкусовыми качествами, обладающий высокой пищевой и биологической ценностью - низкокалорийный (энергетическая ценность 38-83 ккал) высокобелковый продукт, содержащий триптофан, фенилаланин, лизин, лейцин - аминокислоты, принимающие непосредственное участие в обмене веществ и синтезе белков в организме человека.
 
Камчатские крабы известны из публикаций Санкт-Петербургской академии наук с 1815 года. К промышленной добыче приступили в 1909 году (а по опилио даже в 1907 году). Российскими судами в Охотском море в 2019 году было добыто 50,1 тыс. тонн краба, в Японском море - 12,6 тыс. тонн, в Западно-Беринговоморской зоне - 6 тыс. тонн.
 
Переселен искусственно в Баренцево море, где его добывают в России и Норвегии. В Баренцевом море встречается вплоть до 71°30' С.Ш. - от Финмаркенской банки (на западе) до южного склона Гусиной банки (на востоке). При этом в восточном направлении граница его распространения отодвинулась до острова Колгуев, 51° В.Д. В прибрежных водах краб достиг района Воронки Белого моря. На Северный бассейн приходятся квоты на 20 тыс. тонн этого ресурса (в 2019 году там было добыто 19,7 тыс. тонн).
 
Добыча крабов сейчас осуществляется с помощью крабовых ловушек. Они представляют собой прямоугольные, конусообразные или пирамидальные клети из прочной стальной рамы, на которую натянута металлическая или нейлоновая сеть. В ловушке имеется ловчее отверстие, кормушка, в которую укладывается наживка (кусок свежей или замороженной рыбы), и открывающееся дно. Перед спуском в воду к порядку клетей подсоединяется трос с закрепленным сигнальным буем. После этого ловушка сбрасывается на глубину 100-200 м и оставляется на дне в течение нескольких дней. За один раз устанавливают до 200 таких клетей на площади до 100 кв. км. Через максимум два дня судно возвращается и поднимает со дна ловушки с пойманными крабами.
 
Главный инструмент добычи рыбы и морепродуктов - суда. Советский рыболовный флот состоял из более, чем 4 тыс. судов различного назначения и типов, работавших практически по всему миру, а не только в своей экономической зоне.
 
Вспомним традиционно применяемые сокращения в названиях типов судов, которые как раз и отражают то самое многообразие:
 
БАТ - большой автономный траулер;
БАТМ - большой автономный морозильный траулер;
БРТ - большой рыболовный траулер;
БМРТ - большой морозильный рыболовный траулер;
МРС - малый рыболовный сейнер;
МРТК - малый рыболовный траулер с кормовым тралением;
РТ - рыболовный траулер;
РТМ - рыболовный траулер морозильный;
РТМС - рыболовный траулер морозильный - супер;
РТМКС - рыболовный траулер морозильный консервный - супер;
РКТ - рыболовный краболов-траулер;
СРТ (СРТР) - средний рыболовный траулер рефрижераторный;
СРТМ - средний рыболовный траулер морозильный;
ССТ - средний сейнер тунцеловный;
СТМ - сейнер - траулер морозильный.
СТР - сейнер - траулер рефрижераторный;
ПР - производственный рефрижератор;
ТР - приёмно-транспортный рефрижератор.
 
Только с 1995 по 2014 годы количество судов рыбопромыслового флота уменьшилось на треть и продолжает сокращаться.
 
При этом в России остался достаточно большой промысловой флот - среди добывающих судов, которые по классификации относятся к крупным (длиной более 100 м) - 25 единиц, большим (65-100 м) - 177 судов, средним (34-65 м) - 850 судов и малым (24-34 м) - 339 судов.
 
На Дальнем Востоке 71% флота, Северный бассейн 16%.
 
В классе РС средний возраст рыболовных судов - 30,9 лет, транспортных рефрижераторов - 29,5 лет.
 
Начальник управления планирования и маркетинга Российского морского регистра судоходства Георгий Бедрик рассказал, что на июль 2020 года с классом РС добывающих судов длиной более 60 м было 271, меньше 60 м - 827 (без учета маломерных), транспортных рефрижераторов - 163.
 
В классе РРР на июль 2020 года было 114 судов средним возрастом 37,1 года (65 в годном состоянии), 4687 маломерных средним возрастом 21,7 года (2334 в годном состоянии).
 
Компаний с количеством судов 11 и более - 12. Например, в РРПК 14 крупнотоннажных БАТМ проекта 1288 типа "Пулковский меридиан" и транспортный рефрижератор, в СЗРК - 17 крупных и больших траулеров и краболовов (модернизированных из средних траулеров), в УК ФОР - 11 крупных и больших и 4 средних траулеров.
 
Большинство же компаний оперируют 1-2 судами.
 
По данным Ю.Ф. Куранова, в Северном бассейне на 2016 год работали 224 рыболовных судна (крупных - 11, больших - 9, средних - 143, малых и маломерных - 71). Интересно отметить, что в 1990 году этих судов было 416 единиц, т.е. произошло сокращение на 46%. Доля крупных, больших и средних судов старше 20 лет составляет 96,0%. Судов, построенных после 1995 года - 17 (одно крупное, 11 средних зарубежной постройки, а также 4 маломерных российской постройки).
 
Приобретено в Европе 69 судов, бывших в эксплуатации (6 больших, 52 средних и 11 малых), которые по поисковому и навигационному оборудованию, производительности, автоматизации управления технологическими процессами и уровню механизации труда, скорости хода и общей энерговооруженности заметно превосходят характеристики судов "советского" типа.
 
При этом существующие крупные и большие суда "советских" проектов также подвергаются модернизациям с заменой фабрик и перепланировкой с существенным ростом производительности на промысле.
 
В итоге, удельный вылов на 1 судно и на 1 кВт мощности вырос в среднем в 1,6 раза, а на 1 тонну водоизмещения и 1 одного члена экипажа - в 1,8 раза.
 
Однако физический износ и моральное устаревание флота требуют реальных мер по его обновлению.
 
В рамках принятого сегодня правительством Российской Федерации "инвестиционного" подхода к концу 2025 года на российских верфях будет построено 43 траулера и яруслова, в том числе 25 для Северного бассейна и 18 для Дальневосточного (11 - длиной более 108 м). Суммарный объем частных инвестиций составит более 166 млрд. руб.
 
К ним добавились еще и 35 судов для добычи краба.
 
Итого на сегодня заказано 78 судов.
 
Морское Инженерное Бюро активно участвует в программе строительства судов для рыбаков. Уже сдан головной краболов - процессор проекта КСП01 и еще в постройке 27 судов - 11 крупнотоннажных траулеров - процессоров проекта СТ-192 для Дальнего Востока, 4 больших траулера - процессора проекта КМТ01, 4 больших траулера - процессора проекта КМТ02, 5 краболовов - процессоров проекта КСП01 и 3 краболова - процессора проекта КСП02 (все для Северного бассейна).
 
Кроме российских активно задействованы турецкие верфи, в частности Терсан в Ялове - краболов - процессор "Зенит", траулеры проекта СТ-192 "Владимир Лиманов", проекта ST-191L "Григорий Мещеряков" и еще один траулер (строительный номер 1106), верфь Озата в Ялове - три краболова - процессора. В 2018 году испанская верфь Замакона переоборудовала для компании Лунтос (Петропавловск-Камчатский) судно-снабженец 2009 года постройки в промысловое судно для добычи краба и переработки лосося "Рем Стар". Строятся по заказам российских рыбаков суда во Вьетнаме (VARD 8 02 длиной 80,4 м, 170 тонн в сутки по мороженой продукции), в Китае (4 судна).
 
Траулеры нового поколения, к строительству которых приступили в рамках государственной программы "Квоты под киль", существенно отличаются от построенных в советское время при близких или меньших размерах более высокой производительностью, современными фабриками и траловым оборудованием, существенно более высоким уровнем автоматизации.
 
Например, траулер-процессор длиной свыше 105 метров для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (объект инвестиций типа А) с валовой вместимостью не менее 5000 должен иметь по Постановлению Правительства производительность по производству филе и (или) фарша из минтая и (или) сельди не менее 75 тонн продукции в сутки; по производству муки рыбной и (или) жира рыбьего либо иных продуктов из отходов производства - не менее 40 тонн продукции в сутки; морозильное оборудование суммарной производительностью не менее 150 тонн продукции в сутки.
 
Фактически же строящиеся для РРПК суда проекта СТ-192 имеют длину 108,2 м, валовую вместимость 9065, водоизмещение 13600 тонн, вместимость морозильных трюмов - 4500 куб.м, вместимость трюма для рыбной муки - 1000 куб. м, суточную производительность по филе (фаршу) минтая (сельди) - 80 тонн, по муке рыбной, рыбному жиру - 250 тонн, по мороженой продукции - 260 тонн.
 
Для сравнения широко известные БАТМ проекта 1288 типа "Пулковский меридиан" постройки Черноморского судостроительного завода (которые работают в РРПК сейчас) имеют длину 104,5 м, водоизмещение 5720 тонн, вместимость морозильных трюмов - 2140 куб.м, вместимость трюма для рыбной муки - 370 куб.м, суточную производительность по муке рыбной, рыбному жиру - 35 тонн, по мороженой продукции - 60 тонн.
 
Строящиеся для РРПК супертраулеры проекта СТ-192 - самые крупные и самые технологически насыщенные российские рыбопромысловые суда. Каждое новое судно рассчитано на ежегодный вылов более 60 тыс. тонн рыбы, что в 2,5 раза превышает производительность судов, составляющих сегодня основу рыбопромыслового флота на Дальнем Востоке РФ. Инвестиции в строительство серии из 10 судов превышают 65 млрд руб.
 
Интересно отметить, что по оценкам А.И. Соломина окупаемость такого нового крупнотоннажного судна обеспечивается примерно за 9,8-13,4 года. Расчеты велись для двух сценариев работы перспективного БАТМ нового поколения (по параметрам весьма близкого к объекту инвестиций типа А):
 
I. Судно используется на промысле тихоокеанского минтая. Специализируется на выпуске различной продукции: обезглавленный минтай, филе (для Берингова моря), икра (по сезонам) и рыбная мука;
 
II. Судно ведет промысел минтая в период наиболее стабильных скоплений, совмещая с промыслом нагульной сельди в разрешенный правилами рыболовства период, приемом лососевых в июле-августе, промыслом кальмара и терпуга в благоприятные периоды в июле-сентябре.
 
Траулер-процессор длиной свыше 80 метров для Северного рыбохозяйственного бассейна (объект инвестиций типа З) с валовой вместимостью не менее 3500 должен иметь по Постановлению Правительства производительность по производству филе и (или) фарша из трески и (или) пикши не менее 21 тонн продукции в сутки; по производству муки рыбной и (или) жира рыбьего либо иных продуктов из отходов производства - не менее 7 тонн продукции в сутки; наличием морозильное оборудование суммарной производительностью не менее 60 тонн продукции в сутки.
 
Фактически же строящиеся на Выборгском судостроительном заводе суда проекта КМТ01 имеют длину 86 м, валовую вместимость 5079, водоизмещение 7116 тонн, вместимость морозильных трюмов - 2500 куб.м, вместимость трюма для рыбной муки - 350 куб.м, суточную производительность по филе (фаршу) - 40 тонн, по муке рыбной, рыбному жиру - 60 тонн, по мороженой продукции - 100 тонн, по консервам - 5 тысяч условных банок.
 
На Выборгском судостроительном заводе также строятся суда проекта КМТ02. Они имеют длину 80,4 м, валовую вместимость 3786, водоизмещение 5694 тонн, вместимость морозильных трюмов - 2650 куб.м, вместимость трюма для рыбной муки - 200 куб.м, суточную производительность по филе (фаршу) - 40 тонн, по муке рыбной, рыбному жиру - 48 тонн, по мороженой продукции - 80 тонн, по консервам - 4 тысяч условных банок.
 
И проект КМТ01 и КМТ02 при меньших размерах имеют функционал существенно выше, чем классические суда проекта 1288.
 
Безусловно, за эти годы, пока отечественная промышленность не строила промысловых судов, подходы к их проектированию и оснащению изменились - рост производительности при уменьшении размеров.
 
Продолжение доклада профессора Геннадия Егорова.