Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

24.06.20 21:57
"От Волги до Енисея: не станет ли белый теплоход на реке ретро-картинкой?" - пятый вебинар ИАА "ПортНьюс" (о новых судах)



Начало доклада профессора Геннадия Егорова.
 
Работают новые суда - 3 пассажирских судна с колесным движительно-рулевым комплексом проекта ПКС-40 типа "Сура" средним возрастом 6,7 лет, 1 конверсионное судно проекта 588 / РЕГК.002 типа "Русь Великая" возрастом 7 лет, 1 конверсионное судно проекта PV08 типа "Александр Грин" возрастом 8 лет, а также новое высококомфортабельное судно проекта PV09 типа "Штандарт" возрастом 3 года.
 
На трехпалубном судне проекта PV08 "Александр Грин" (новое судно, построенное с использованием элементов существующего судна проекта Q-065) для размещения 112 пассажиров созданы 56 стандартных кают площадью 14,5-18 м² и 6 улучшенных кают класса "Люкс" площадью 23-25 м² (все с двуспальными кроватями, душем и туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со спутниковыми и внутрисудовыми каналами, феном, электрическими розетками на 220 В, беспроводным Интернетом, судовой радиотрансляцией, внутренней и внешней телефонной связью). Каюты на двух палубах имеют индивидуальные балконы (со сдвижными перегородками, обеспечивающими свободный проход по палубам вдоль всего судна в аварийных ситуациях). Полностью новыми являются системы кондиционирования, водоснабжения и вентиляции, главные и вспомогательные дизеля, электро-радионавигация и автоматика. Ресторан площадью 281 м² на 150 посадочных мест обеспечивает питание в одну смену, салон с баром на 65 мест площадью 221 м², спортзал, массажная, сауна, парикмахерская, амбулатория.
 
Построенное в 2017 году круизное судно смешанного река-море плавания проекта PV09 стало прототипом для концепта PV300VD. Это, по сути, начало той "линейки" круизных судов, к постройке которых приступили астраханский завод "Лотос" и нижегородский завод "Красное Сормово".
 
Все главные общепроектные решения концепта PV300VD были отработаны на PV09, в том числе архитектура и особенно боковой вид, свойственный яхтами и круизным судам XXI века; помещения и каюты с максимальным остеклением (большими окнами); "плавучая гостиница" с устройством полноценных балконов, носовым обзорным салоном; двухуровневой "солнечной" палубой с баром, бассейном, в плохую погоду часть палубы закрывается при помощи сдвижного тента; дизель-электрическая пропульсия; полноповоротные винто-рулевые колонки в качестве единого средства движения и управления судном.
 
Принципиальным являлся вопрос об обеспечении реализации вырезов под окна и двери практически от палубы до палубы, что требовало решения ряда проблем по прочности узлов крепления, материала окон, обеспечения взаимодействия палуб при минимальных площадях стенок рубок, наконец, водо- и брызгонепроницаемости (в зависимости от палубы).
 
Крайне сложным было сочетание ограничения по осадке и длине (для работы на реке Ока), по надводному габариту (для прохода под мостами на Москве-реке в центральной части города), по ширине судна (для работы на ББК).
 
Круизное пассажирское судно проекта PV09 предназначено для совершения круизных рейсов по европейским внутренним водным путям России, в том числе через Волго-Балт, Волго-Дон, Беломорско-Балтийский канал, по Волге, Москве-реке, на линиях, соединяющих порт Москва, порт Санкт-Петербург и порт Беломорск через Беломорско-Балтийский канал, с возможностью выхода в Белое море и на Соловецкие острова, в Финский залив, Каспийское, Азовское и Черное моря.
 
Надводный габарит судна обеспечивает возможность прохода под мостами р. Москва в центральной части города.
 
В постройке находятся новые пассажирские круизные суда проекта ПКС-180 (2 единицы, сдача в эксплуатацию планируется в 2020 году), PV300 "Мустай Карим" (спущен на воду, сдача в эксплуатацию планируется в 2020 году), PV300VD "Петр Великий" (спущен на воду, сдача в эксплуатацию планируется в 2021 году). Новые концепты имеют вполне приемлемые осадки: PV09 - 1,80 м, PV300VD - 3,20 м, PV300 - 3,00 м и что их "пятизвездочные" возможности востребованы как иностранными, так и российскими туристами.
 
Новые суда, благодаря высокому уровню автоматизации, должны обслуживаться сокращенным штатом экипажа, что положительно повлияет на экономические показатели работы.
 
Проекты PV300 / PV300VD были разработаны в 2010-2015 годах Морским Инженерным Бюро по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы".
 
Четырехпалубный круизный лайнер проекта PV300 "Мустай Карим" рассчитан на 329 пассажира, размещаемых в комфортабельных двухместных каютах (в семи каютах три места - два взрослых плюс ребенок) площадью от 17 до 46 м².
 
Судно будет работать на дальних круизных линиях Москва - Санкт-Петербург, Москва - Астрахань и Москва - Ростов-на-Дону, по Азовскому и Черному морю по классу М-ПР 3,0.
 
Судно будет обладать "всеми атрибутами пятизвездочного отеля", включая поддерживающую пассажирскую инфраструктуру.
 
Ресторан на главной палубе имеет 329 посадочных мест, т.е. обеспечивает единовременную посадку всех гостей, включая детей.
 
Для досуга есть обзорные салоны (музыкальный на 200 мест и читальный на 50 мест), трансформируемый конференц-зал (на 140 мест), три бара (пивной, "Панорама" и в читальном салоне), детская комната, фитнесс-центр (сауна, хамам, массажные кабинеты, тренажерный зал, парикмахерская), сувенирный киоск и солярий на открытой солнечной палубе (700 м²).
 
Для привычных судов "Волго-Дон макс" класса существующих проектов (пр. 301, 302) численность пассажиров в таких современных каютах составляет 200-220 человек. В новом концепте PV300, имеющем такие же примерно габаритные размеры, можно очень комфортно разместить примерно 300-350 пассажиров.
 
Все пассажирские каюты размещены на верхней, шлюпочной и тентовой палубах. На главной палубе, где члены экипажа работают при швартовке, шлюзовании, высадке пассажиров, приеме грузов и где, соответственно, может быть повышенный уровень шума и вообще могут возникать факторы, беспокоящие клиентов пассажирских кают - нет.
 
Компоновка круизного пассажирского судна в варианте Водохода рассчитана на 329 пассажира, которые путешествуют в комфортабельных 161 каютах: 7 трехместных каютах "Люкс" площадью 29-46 м², 2 двухместных каютах "Люкс" площадью по 24 м² и 152 каютах "Стандарт" площадью около 17-20 м².
 
Все каюты имеют собственные "французские" балконы (некий аналог лоджии), оборудованы двуспальными кроватями, душем с туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со спутниковыми и внутрисудовыми каналами, феном, электрическими розетками на 220В и 110В, беспроводным Интернетом (Wi-Fi), судовой радиотрансляцией, внутренней и внешней телефонной связью.
 
Концепт PV300VD "Петр Великий" будет работать на линии Москва - Санкт-Петербург, а также совершать рейсы Москва - Ростов-на-Дону - Сочи, Астрахань - порты Каспия, т.е. по классификации Морского Инженерного Бюро - это судно "Волго-Дон макс" класса.
 
Компоновка круизного пассажирского судна "Петр Великий" в варианте Московского речного пароходства рассчитана на 310 пассажиров, которые путешествуют в комфортабельных 155 каютах различных классов:
 
• 7 "люкс" апартаментов с балконом площадью около 36-43 м² (33-35 м² без учета балкона);
• 5 "люкс" кают с балконом площадью около 26 м² (21 м² без учета балкона);
• 133 стандартные каюты с балконом площадью около 19-21 м² (16-18 м² без учета балкона);
• 8 стандартных кают площадью около 16 м²;
• 2 стандартные каюты для людей с ограниченными возможностями площадью около 21 м².
 
Каюты пассажиров размещаются в средней вертикальной зоне на 4-х ярусах надстройки, каюты на 3-х верхних ярусах имеют собственные балконы со сдвижными секциями для обеспечения сквозного прохода по палубе в аварийных ситуациях.
 
Все пассажирские каюты оборудованы двуспальными кроватями, душем с туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со спутниковыми и внутрисудовыми каналами, феном, электрическими розетками на 220В и 110В, беспроводным Интернетом (Wi-Fi), судовой радиотрансляцией, внутренней и внешней телефонной связью.
 
На судне предусмотрено питание всех пассажиров в одну смену. Для этого предусмотрены два ресторана: главный ресторан и ресторан с открытой кухней.
 
Главный ресторан имеет два зала площадью 360 м² и 140 м², каждый зал снабжен шведской линией. Большой зал оборудован барной стойкой. В ресторане с открытой кухней есть возможность наблюдать за приготовлением пищи, камбуз отделен от ресторана стеклянной выгородкой. Все рестораны имеют максимальное остекление, что позволяет наслаждаться не только вкусной едой, но и видом из окон.
 
24 часа бар работает до последнего клиента. Вечером дискотека, днем бар, расположение бара не мешает отдыхать другим пассажирам. Рядом разместилась двухуровневая солнечная палуба с гриль баром, бассейном и джакузи, в плохую погоду часть палубы закрывается при помощи сдвижного тента.
 
Концепт PV300VD - это не только современное высокомфортабельное и удобное, но и безопасное, экологически "чистое" пассажирское судно, полностью отвечающее всем Международным конвенциям (МК), включая МК по охране человеческой жизни на море СОЛАС, МК по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ, Международные правила предупреждения столкновения судов в море МППСС, а также всем российским требованиям (Санитарным Правилам и нормам, Правилам пожарной безопасности, Техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта).
 
Но их, этих новых судов, крайне мало.
 
Для сохранения понятия "речной круиз", и не только для иностранных туристов, рекомендуется на среднесрочную и долгосрочную перспективы строительство новых пассажирских судов, которые бы наиболее полно удовлетворяли запросам рынка. Это могут быть круизные пассажирские суда как для классических речных маршрутов в европейской части страны (PV300, PV500VB, PV09, ПКС-180 и т.п.), так и смешанного плавания суда для работы в прибрежных морях и на речных маршрутах, в том числе, на Енисее, Лене, Оби и Амуре (PV300VD, PV11 и т.п.).

 
В пересчете затрат на одну каюту строительство нового судна в РФ обходится в $500 тыс., конверсия (с использованием существующих элементов) - $200 тыс., модернизация на премиум-сегмент - $100 тыс., а обычная модернизация - $30-50 тыс. При этом в Германии строительство нового судна в пересчете на стоимость одной каюты составляет $350 тыс.
 

Заключение
 
• Число речных круизных пассажирских судов в России к 2025 году сократится почти на 30%, до 87 единиц (с учетом нового флота). К 2030 году его количество может уменьшиться до 53 судов без учета судов, которые могут быть построены;

• Сейчас количество действующих судов в РФ составляет 124 судна, средний возраст которых около 47 лет. При этом на фоне модернизации судов будет наблюдаться сокращение пассажировместимости. Так, если в 2019 году этот показатель составил 24,6 тыс. человек, то к 2025 году он снизится до 18,8 тыс. человек, а к 2030 году может упасть до 11,6 тыс. пассажиров;

• Работают новые суда - 3 пассажирских судна с колесным движительно-рулевым комплексом проекта ПКС-40 типа "Сура" средним возрастом 6,7 лет, 1 конверсионное судно проекта 588 / РЕГК.002 типа "Русь Великая" возрастом 6 лет, 1 конверсионное судно проекта PV08 типа "Александр Грин" возрастом 8 лет, а также новое высококомфортабельное судно проекта PV09 типа "Штандарт" возрастом 3 года;

• В постройке находятся новые пассажирские круизные суда проекта ПКС-180 (2 единицы, сдача в эксплуатацию планируется в 2020 году), PV300 "Мустай Карим" (спущен на воду, сдача в эксплуатацию планируется в 2020 году), PV300VD "Петр Великий" (спущен на воду, сдача в эксплуатацию планируется в 2021 году). Новые концепты имеют вполне приемлемые осадки: PV09 - 1,80 м, PV300VD - 3,20 м, PV300 - 3,00 м и что их "пятизвездочные" возможности востребованы как иностранными, так и российскими туристами;

• Для сохранения понятия "речной круиз", и не только для иностранных туристов, рекомендуется на среднесрочную и долгосрочную перспективы строительство новых пассажирских судов, которые бы наиболее полно удовлетворяли запросам рынка. Это могут быть круизные пассажирские суда как для классических речных маршрутов в европейской части страны (PV300, PV500VB, PV09, ПКС-180 и т.п.), так и смешанного плавания суда для работы в прибрежных морях и на речных маршрутах, в том числе, на Енисее, Лене, Оби и Амуре (PV300VD, PV11 и т.п.);

• В пересчете затрат на одну каюту строительство нового судна в РФ обходится в $500 тыс., конверсия (с использованием существующих элементов) - $200 тыс., модернизация на премиум-сегмент - $100 тыс., а обычная модернизация - $30-50 тыс. При этом в Германии строительство нового судна в пересчете на стоимость одной каюты составляет $350 тыс.
 

Дискуссия
 
Руководитель Росморречфлота Александр Пошивай особо отметил, что откроются экспедиционные круизные маршруты на реках Лена и Енисей.
 
По мнению главы отрасли, успех для данных маршрутов обеспечен ввиду природной экзотики соответствующих регионов.
 
Руководитель отрасли отметил, что связанный с последствиями коронавирусной пандемии кризис в международном круизном судоходстве предоставляет хороший шанс сектору российских речных круизов.
 
Изложив ситуацию на международном круизном рынке, оказавшемся в глубоком параличе в связи с пандемией Covid-19, с сотнями судов, вставших на прикол, и банкротством крупных игроков, глава Росморречфлота выразил глубокую уверенность в том, что "на фоне происходящего за рубежом возможности, которые открываются у нас, должны быть обязательно рационально использованы".
 
В свою очередь, в Росморречфлоте постараются сделать все необходимое для преодоления существующих ограничений, препятствующих динамичному развитию отечественной круизной отрасли, сообщил он, рассказав об усилиях ведомства по преодолению крупнейшего инфраструктурного ограничения на Единой глубоководной системе - 40-километрового мелководного участка между Городцом и Нижним Новгородом.
 
"Сейчас мы находимся в очередной стадии согласования финального варианта проекта (строительства Нижегородского низконапорного гидроузла) с правительством Нижегородской области... По состоянию на сегодня к решению этого вопроса уже подключилось правительство страны и вопросы оценки техногенного воздействия на окружающую среду, которые стали главной препоной для реализации проекта, предполагаются после завершения всестороннего анализа решать в рамках вынесения на третий этап реализации данного проекта.
 
Надеемся, что все-таки мы к общему знаменателю придем. Сейчас уже понятно по НГУ, что до конца 2024 года со всеми этими дополнительными мероприятиями, нам не успеть.
 
Но будем, что называется, выходить на стадийность с тем, чтобы этот принципиальный вопрос для речного судоходства, в первую очередь, для круизного судоходства, был решен с учетом имеющихся обстоятельств максимально оперативно", - подчеркнул А. Пошивай.
 
Руководитель Росморречфлота проинформировал участников вебинара о ряде шагов ведомства, нацеленных на поддержку отрасли, переживающей непростой период в связи последствиями санитарно-эпидемиологических ограничений, в том числе, предпринятых совместно с Минтрансом России мерах по включению речного пассажирского судоходства в список отраслей, наиболее пострадавших от Covid-19. Среди прочих аспектов Александр Пошивай назвал важным, что удалось обеспечить завершение ремонта причала Северного речного вокзала в столице к началу пассажирской навигации.
 
Заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов особо отметил, что реконструкцию Северного речного вокзала Москвы планируется завершить к 5 сентября 2020 года - дню города.
 
По его словам, к этой дате должны быть завершены все работы по зданию и прилегающей территории.
 
С конца июня, когда должна начаться навигация этого года, вокзал будет работать по временной схеме: будут использоваться причалы NN1-6 с заходом и заездом через Северный порт.
 
Кроме того, на вокзале будет создана инфраструктура для подключения судов к электрической сети, дабы не сжигать дизтопливо, которая, скорее всего, заработает со следующей навигации.
 
Председатель Совета директоров "ВодоходЪ" Виктор Олерский сказал, что новый экскурсионный флот целесообразно оснащать системой электродвижения.
 
"В части электродвижения мы двигаемся в этом направлении. Начинаем с экскурсионного флота: это замена "Метеоров". Да, конечно, это не 30 узлов, а 20 узлов, но все равно это шаг вперед. Очевидно, что сегодня повторить "Метеор" (как и "Комету") хоть и можно технически, но невозможно экономически. Решение - только электродвижение и ничего другого", - сказал глава судоходной компании.
 
Рассказывая о запуске на Енисее в этом году модернизированного круизного судна "Максим Горький", Виктор Олерский отметил, что "на Енисее есть определенные вызовы, как ни странно, например, это мошкара на берегу. Мы даже готовим специальные костюмы. Если позиционировать этот круиз как экспедиционный, то народ к этому готов...".
 
Виктор Олерский видит перспективу в строительстве пятизвездочного речного круизного судна.
 
По его мнению, в круизный сегмент необходимо привлекать премиальных, корпоративных клиентов, для которых речные круизы пока ассоциируются с бюджетным уровнем судов и сервиса на них. "Стоимость круиза у операторов за человеко-сутки - порядка 12 тыс. руб.. Это выше пожеланий российского туриста, который готов к 6-7 тыс. руб., и нужно создавать такого пассажира".
 
"Думаю, чтобы привлечь премиального туриста, который у нас безусловно есть, нужно года два-три", - сказал Виктор Олерский.
 
Он отметил, что строящееся в настоящее время по заказу компании круизное судно "Мустай Карим" (проектант - Морское Инженерное Бюро) уже значительно превышает по уровню комфорта теплоходы предыдущих серий, однако для полноценного развития премиального сегмента необходима постройка судна еще более высокого класса - пятизвездочного.
 
"Я считаю, что "Мустай Карим" - это такой компромисс между премиальностью и количеством кают... Я бы сделал в полтора раза меньше кают, но больших по размеру, думаю, что это будет уже следующий пароход, который точно будет про пять звезд", - сказал Виктор Олерский.
 
"ВодоходЪ" ожидает сдачи пассажирского теплохода проекта PV300 "Мустай Карим" к 10 июля 2020 года. "Есть некие задержки, они больше носят эстетический характер, потому что хочется получить красивый пароход - некрасивый пароход никому не нужен. ...Тем более, с учетом того, что он позиционируется как премиальный пароход...в моем понимании числу к 10 июлю мы... пароход сдадим".
 
С учетом стоимости строительства, отсутствия достаточного опыта верфей и длительной окупаемости, а также проблем, возникших из-за коронавируса, круизные речные компании не спешат с новыми заказами. Виктор Олерский назвал решение о строительстве двух крупных круизных судов "Водоходом" и "Мостурфлотом" (входит в Московское речное пароходство, МРП) "совместным подвигом".
 
Виктор Олерский отдельно отметил необходимость господдержки в виде льготного лизинга, субсидирования ставок и утилизационного гранта.
 
Генеральный директор Московского речного пароходства Бахтиер Касимов предположил, что компании будут принимать решение о строительстве нового флота на основе опыта эксплуатации строящихся сейчас судов. Не факт, что это будут суда такой вместимости, как "Петр Великий" и "Мустай Карим", которые покроют сегмент большого круизного премиального флота, в дальнейшем заказывать могут суда поменьше.
 
Для продвижения российских круизов Бахтиер Касимов отметил необходимость упрощения оформления виз для иностранцев, а также увеличения рекламы на зарубежных рынках.
 
Владелец и директор компании "ГАМА" Дмитрий Галкин отметил, что для строительства новых судов экономика должна позволять судоходной компании в разумные сроки окупить судно. Он также отметил, что понимание верфями сути круизного бизнеса относительно, у них "затратный механизм превалирует над результатом, что должна получить судоходная компания-клиент". Много времени и средств требуется также на получение документов в классификационном обществе, нужна корректировка нормативной базы, добавил он.