21.05.20 16:27
Доклады Бюро на конференции "Современные технологии проектирования, постройки, эксплуатации и ремонта судов, морской техники и инженерных сооружений"
  
C 20 по 21 мая 2020 года в онлайн-режиме была проведена научно-техническая конференция с международным участием "Современные технологии проектирования, постройки, эксплуатации и ремонта судов, морской техники и инженерных сооружений". Организатор - Национальный Университет Кораблестроения имени адмирала Макарова (ранее Николаевский кораблестроительный институт), Николаев. Всего было представлено 38 докладов. Морское Инженерное Бюро подготовило пять докладов по наиболее актуальным научным и практическим проблемам отечественного судостроения и судоходства:
1. Ходовые качества современных пассажирских судов смешанного плавания (на пленарном заседании). Автор - А.Г. Егоров. Новое поколение круизных пассажирских судов смешанного и речного плавания (ПС) значительно отличается от классических речных и модернизированных до смешанного класса круизных пассажирских судов как по своему техническому оснащению, так и концептуально - другие подходы к определению главных размерений, обводов, формированию пассажирских и общественных помещений. Применение принципа максимального использования габаритов внутренних водных путей, для которых проектируется судно, а также внедрение новых пропульсивных комплексов (винто-рулевые колонки - ВРК и азимутальные, винт с поворотным симметричным двухсторонним рулем ("gate rudder" система), колесные движительно-рулевые - ДРК, по аналогии с грузовыми судами, привели к необходимости создания новых эффективных обводов. При этом сами обводы создаются и оптимизируются в программных комплексах, которых просто не существовало на момент проектирования существующих ныне ПС. Обводы и ходовые качества судна непосредственно влияют на экономику и эффективность судна в эксплуатации, поэтому крайне важным является получить возможность качественной оценки ходовых качеств ПС нового поколения на этапе проектирования. Разработанная Бюро линейка ПС нового поколения включает в себя все основные классы: "Волго-Балт макс" / "ПостДнепро макс" (размеры определяются условиями Волго-Балтийского пути или реки Днепр, пассажировместимость около 500 человек, проект PV500); "Волго-Дон макс" / "Днепро макс" (размеры определяются путевыми условиями Волго-Донского судоходного канала или реки Днепр с учетом оптимизации района плавания, пассажировместимость около 250-350 человек, проекты PV300, PV300VD, PV250); "Дунай макс" (размеры определяются путевыми условиями реки Дунай и межбассейнового соединения Дунай-Майн-Рейн, пассажировместимость около 200 человек, проект PV200D); "ББК макс" (размеры определяются путевыми условиями Беломорско-Балтийского канала, пассажировместимость около 150-200 человек, проекты PV09, PV11, PV150, PV200BB). Для наших условий эксплуатации наиболее подходящим является традиционный монокорпусный тип пассажирского судна. В докладе детально проанализированы следующие проекты: • ПС проекта PV300VD "Волго-Дон макс" / "Днепро макс" класса; • ПС проекта PV250 "Волго-Дон макс" / "Днепро макс" класса (пассажирский барже-буксирный состав); • ПС проекта PV150 "ББК макс" класса (классические обводы и пропульсия); • ПС проекта PV09 "ББК макс" класса (современные обводы и ВРК). Обводы ПС нового поколения создавались в программных комплексах Rhinoceros и CAESES (Friendship Systems) и оптимизировались с помощью методов ВГД в среде FlowVision. Приведены результаты расчета буксировочного сопротивления и мощности, зависимости между скоростью хода, нагрузкой ГД по мощности и числом оборотов гребных валов, проанализированы натурные и ходовые испытания построенных ПС. Удовлетворительная сходимость результатов модельных и натурных мореходных испытаний показывает эффективность применяемых инструментов.
2. Особенности прочностных расчетов конструкций судов рыбопромыслового флота нового поколения. Авторы - Г.В. Егоров, Н.В. Автутов, Н.Ф. Бутенко, А.А. Соловьев, В.А. Нильва, О.Г. Егорова. Приведена линейка современных промысловых судов нового поколения, разработанная, в том числе Морским Инженерным Бюро. Показаны отличия этих судов от построенных ранее. В виду наличия носовых оконечностей с ярко выраженным бульбом, требует особого подхода решение задачи определения расчётной длины корпуса. Сегодняшние высокобортные корпуса траулеров позволяют не опасаться за конструкцию фальшборта с существенно меньшим, чем испытывающие более высокие нагрузки от общего изгиба корпуса грузовых судов, количеством подвижных соединений (практически только на небольшом участке от миделя в нос и в корму). В силу понятных причин - верхняя зона ледовых усилений расположена между главной и траловой палубами, в конструкциях, примыкающих к наружной обшивке, выполняются вырезы для прохода систем и кабельных трасс (в силу уменьшения размеров и высокой насыщенностью оборудованием на таких судах приходится экономить пространство). Для траловой палубы широко применяются высокопрочные износостойкие стали с нормативным пределом текучести 400-700 мПа, которые не описаны в правилах и которые не производятся на нашем рынке. В целом, конструкции рыбопромысловых судов нового поколения существенно отличаются от построенных в советское время, в первую очередь своей насыщенностью устройствами (соответственно, и фундаментами под эти устройства), фабриками-заводами. Особого внимания также требует анализ прочности конструкций и обоснование вырезов в районах ледовых усилений.
3. Реализация многофункциональности современного водолазного судна на примере судна-катамарана проекта SDS18. Авторы - Г.В. Егоров, Д.В. Черников. Выполнен анализ действующего водолазного флота. Показана необходимость строительства многофункциональных водолазных судов нового поколения с большой открытой палубой со средствами крепления, динамическим позиционированием, шахтой для спуска водолазов и оборудования, размещением спецперсонала. Разработана концепция судна-катамарана, определены основные характеристики. При определении главных размерений судна-катамарана и форм корпусов определяющим были следующие факторы: • выбор длины и общей ширины судна-катамарана обусловлен необходимостью обеспечения открытой рабочей палубы больших размеров для возможности размещения оборудования; • исходя из ходовых качеств катамарана, ширина каждого корпуса должна быть минимальных размеров, при этом необходимо обеспечить расположение главных механизмов с безопасными зонами для их обслуживания; • на выбор вертикального клиренса влияет необходимость снижения вероятности ударов волн в нижнюю поверхность соединительного моста, при этом значительная высота борта не должна мешать выполнению основной функции судна - водолазным работам; • одновременно при выборе общей ширины судна и ширины корпусов необходимо обеспечить оптимальные значения горизонтального клиренса; • морские условия эксплуатации требуют создания судна, которое обладает хорошими мореходными качествами.
4. Судно-музей "Сураханы" проекта HS01 для порта Баку. Авторы - Г.В. Егоров, И.А. Ильницкий, О.М. Абдуллаев. Уникальное судно-музей проекта HS01, согласно заданию Азербайджанского Каспийского морского пароходства, построено на базе "трехостровного" (мы сейчас о таких судах можем только читать в исторических книгах) танкера проекта 566 Б типа "Инженер А. Пустошкин". Серия мелкосидящих танкеров строилась в 50-60 годы прошлого века специально для работы на Каспийском море (это по сути были первые суда, которые потом назовут судами смешанного плавания). В настоящее время все такие суда списаны. Таким образом, Азербайджанское Каспийское морское пароходство решило сохранить память о целой эпохе нефтеперевозок в регионе. В танках, надстройках и рубках организованы экспозиции, отражающие историю судоходства на Каспии, историю добычи нефти на Каспии, историю портов, судоремонтных и судостроительных заводов Баку, прошлое, настоящее и будущее морского Азербайджана. Судно предназначено для эксплуатации в режиме постоянной стоянки на швартовах у причальной стенки порта г. Баку, в том числе в качестве плавучего ресторана.
5. Повышение эффективности работа судостроительного предприятия на примере использования специального технологического понтона проекта P05A. Авторы - Г.В. Егоров, Н.В. Автутов, О.А. Ворона. Показана необходимость использования технологического понтона для монтажа на плаву азиподов на судах, которые строятся с целью ускорения процесса параллельно, с небольшим разрывом во времени. Приведены основные характеристики спроектированного понтона, а также разработан процесс самого монтажа.
|