Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

27.09.19 17:06
О проектировании "сверхполных" многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD59 типа "Пола Макария"

С 26 по 27 сентября 2019 года в Николаеве в Национальном университете кораблестроения имени адмирала Макарова (ранее Николаевский кораблестроительный институт) прошла Десятая международная научно-техническая конференция "Инновации в судостроении и океанотехнике". Для участия в конференции специалистами было представлено более 250 докладов по различным аспектам теории и практики судостроения и эксплуатации флота. Значительную часть докладов представили коллеги из Китая, а также Вьетнама, Германии, Азербайджана, Казахстана, Грузии и других стран.
 
В ходе пленарного заседания были представлены доклады ведущих специалистов судостроительной отрасли. С докладом "О проектировании "сверхполных" многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD59 типа "Пола Макария" выступил д.т.н., проф., генеральный директор Морского Инженерного Бюро Г.В. Егоров (авторы Геннадий Егоров и Валерий Тонюк).
 
Тезисы доклада
 
Сухогрузное судно проекта RSD59 - главное событие отечественного речного судостроения 2018-2019 года (в 2018 - 2019 сдано 12, всего заказано 60).
 
Почему? Ответ на этот вопрос дает сравнение с судами аналогичного назначения.
 
Всегда интересно сравнивать работу судов разных проектов в одних и тех же условиях. Это позволяет достаточно объективно увидеть их отличия. Можно вспомнить, как винтовой фрегат "Принстон" на испытаниях отбуксировал своего колесного собрата "Грейт Уэстерн".
 
В условиях одной и той же линии, одинаковых путевых условиях и на одном и том же грузе работают сухогрузное судно проекта RSD49, спроектированное на основе обводов классической танкерной серии Морского Инженерного Бюро типа "Армада", и "сверхполное" сухогрузное судно проекта RSD59, выполненное на основе корпуса танкера RST27. При этом RSD59 по своим характеристикам (в особенности, по грузоподъемности и управляемости) намного превзошел своего предшественника.
 
Сегодня наиболее заметным явлением в воднотранспортной отрасли является массовая постройка необычных для всей практики мирового судостроения "сверхполных" танкеров смешанного река-море плавания проекта RST27 и созданных на их базе комбинированных судов (танкеров-площадок) проекта RST54, танкеров - химовозов проектов RST27M и RST12C. Действительно, трудно не заметить, как с 2012 года были поставлены 54 судна этих проектов. Такие темпы и такая массовая серия были характерны для лучших периодов советского судостроения и это, конечно, очень достойное сравнение для сегодняшних отечественных верфей.
 
Судно "Пола Макария" проекта RSD59 стало первым сухогрузным судном, которое получило "сверхполные" обводы.
 
Архитектурно-конструктивный тип судна проекта RSD59 - стальной однопалубный, двухтрюмный теплоход, с двумя полноповоротными винто-рулевыми колонками, с баком и ютом, с кормовым расположением жилой рубки и машинного отделения, с двойным дном высотой 980 мм и двойными бортами шириной 2330 мм в районе грузовых трюмов,. с цилиндрической носовой и транцевой кормовой оконечностью с полутоннелями и скегом, с люковыми закрытиями съемного типа, с носовым подруливающим устройством.
 
Теоретический корпус судна имеет цилиндрическую вставку протяженностью 0,68. Специальная форма кормовой оконечности оптимизирована под размещение ВРК. Движение и управляемость судна обеспечивается двумя кормовыми полноповоротными ВРК с винтами фиксированного шага диаметром 1900 мм в насадках. Привод к ВРК от главных дизелей осуществляется через механическую Z-передачу.
 
Двухъярусная кормовая рубка со служебными и жилыми помещениями для размещения экипажа численностью 11 чел. (14 мест + лоцман) спроектирована с учетом обеспечения ограниченного надводного габарита судна (13,8 м при осадке 3,00 м).
 
Применение продольной системы набора палуб, бортов и днища в средней части в сочетании с увеличением поперечной шпации и одновременном уменьшении шпации продольного набора обеспечило более полное участие пластин корпуса в общем изгибе и лучшее восприятие локальных нагрузок при швартовках, сохранение приемлемого внешнего вида.
 
Спроектированное судно по энергозатратам на единицу транспортной производительности лучше, чем проекты RSD49 и 006RSD05, выполненные на основе обводов "Армад", и заметно лучше, чем сухогрузные суда типа "Волга" и "Русич".
 
Если к этому добавить и существенный рост абсолютного значения дедвейта (и с ним коэффициента утилизации дедвейта по водоизмещению) причем как на полной осадке, так, что еще более весомо, в реке (прибавка от 800 тонн в сравнении с "Невой-Лидером" и до 1495 тонн в сравнении с "Волгой"), при примерно одинаковой массе порожнем и пакете оборудования, то преимущество нового концепта RSD59 типа "Пола Макария" становится подавляющим.
 
Построенные в 2018 - 2019 годах двенадцать "сверхполных" многоцелевых сухогрузных судов "Волго-Дон макс" класса проекта RSD59 не имеют аналогов в мире и существенно по своим технико-экономическим параметрам лучше всех имеющихся на отечественном рынке судов.
 
Головное судно серии RSD59 "Пола Макария" вошло в состав лучших судов 2018 года (Significant Ships of 2018) Британского Королевского общества корабельных инженеров (RINA - Royal Institution of Naval Architects).
 
Преимущества проекта RSD59 (на примере судна "Пола Фива" с усиленной морской функцией) по сравнению с лучшим из ранее построенных сухогрузов "Волго-Дон макс" класса проекта RSD49:
 
• дедвейт в реке при осадке 3,60 м 5320 тонн (у проекта RSD49 - 4507 тонн), что больше на 813 тонн;
• дедвейт при максимальной осадке 4,706 м 8144 тонн (у проекта RSD49 при максимальной осадке 4,70 м 7143 тонны), что больше на 1000 тонн;
• наличие длинного трюма L = 77,35 м (на судне проекта RSD49 L = 52 м), позволяющего перевозить КТГ, что актуально для рынка стран Каспийского региона;
• высота трюма больше на 620 мм (9000 мм), чем на судне проекта RSD49, что позволяет перевозить контейнеры высотой до 9,6 футов - "high cube containers" (3 таких контейнера в высоту).
 
Эти новые сухогрузных суда "Волго-Дон макс класса" являются вместе с другими концептами (RSD62, RSD44) заменой старых "советских" судов этого типоразмера проектов 507, 1565, 05074 и 19610.
 
Из исследованных 337 построенных до 1999 года судов этих проекта на сегодня списано 80 судов (24%, что заметно меньше, чем в среднем по сухогрузным судам). Потеряно в катастрофах 11 (14%) со средним возрастом 28,5 лет. Утилизировано 69 со средним возрастом сдачи на металлом 33,5 года. Работает 223 единицы со средним возрастом 36,8 лет (из них с флагом России - 176). В отстое 34 судна со средним возрастом 40,9 лет. Прогноз на 2025 год - останутся 170 сухогрузов "Волго-Дон макс" класса старых типов, на 2030 год - 93 судна.
 
Так что с точки зрения "высвобождения" рынка ситуация для строительства новых судов благоприятна.
 
Главное - чтобы сохранилась грузовая база (хотя бы на уровне 2017 года) и постройка новых судов синхронизировалась с реальными темпами утилизации старых судов, а не превышала их.