Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

29.03.19 11:30
Доклад по перспективам речного судостроения

28 марта 2019 года генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров выступил на пленарном заседании VI Международной конференции "Российское судостроение" с докладом "Перспективы речного судостроения".
 

Тезисы доклада
 

1. Суда для водного транспорта России строятся.
 
Например, уже в 2019 году Окская верфь спустила на воду второе многоцелевое сухогрузное судно дедвейтом 6220 тонн проекта RSD32M "Навис-2" и 2 апреля спустит третье. Заказчик - ПАО "Государственная лизинговая транспортная компания", лизингополучатель - компания "Навис-1". Всего в 2019 году будет сдано восемь многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD32M.
 
Суда проекта RSD32M в соответствии с принятой в Бюро классификацией относятся к классу "Азовский пятитысячник", то есть в качестве основной целевой задачи могут перевозить "классические" партии зерна в 5000 тонн из портов Азовского и Каспийского морей при характерной в этих районах осадке 4,20 м.
 
Завод "Красное Сормово" спустил на воду шестое на этом заводе многоцелевое сухогрузное судно "Идель 1" дедвейтом 8144 тонн проекта RSD59. Заказчик - ПАО "Государственная лизинговая транспортная компания", лизингополучатель - судоходная компания "Пола Райз". В первой декаде апреля ожидается спуск следующего RSD59.
 
Завод "Красное Сормово" уже построил пять многоцелевых сухогрузных судна проекта RSD59 и еще пятнадцать находятся на разной стадии постройки. На сегодня общий заказ сухогрузных судов проекта RSD59 составляет 25 судов (шесть построено, два достраиваются на плаву, остальные - в работе). Ожидается, в 2019 году Красное Сормово сдаст 7 судов проекта RSD59 и еще один будет поставлен Невским судостроительно-судоремонтным заводом.
 
Суда проекта RSD59 в соответствии с принятой в Бюро классификацией относятся к классу "Волго-Дон макс", имеют максимально возможные для ВДСК габариты.
 
2. В XXI веке российские верфи обеспечили поставку 244 самоходных грузовых судов смешанного река-море и внутреннего плавания плюс 36 находятся на разных стадиях постройки.
 
Это означает, что суда этого типа, в отличие от чисто морских, действительно строились (70%) и строятся (86%) на отечественных верфях. Т.е. это российское судостроение.
 

3. Безусловно, лидером был и является нижегородский завод "Красное Сормово" - 104 судна, в среднем 5-6 таких заказов в год, потенциально может строить до 12 - 15 судов "Волго-Дон макс" класса в год (были бы заказы).
 
Второе место за навашинской Окской судоверфью - 43 самоходных грузовых судна, строила в среднем 2-3 судна в год, потенциально - до 10 судов "Волго-Дон макс" класса в год, например, в 2011-2012 годах сдавала по 8 судов в год.
 
Волгоградский судостроительный завод до остановки деятельности в 2010-2011 годах сдавал в среднем по 3 судна в год (в 2006 году - 6), потенциально - до 8 судов в год.
 
Онежский судостроительный завод в 2005-2010 годах сдавал в среднем по 3 судна в год (в 2010 году - 6), потенциально - до 4 судов в год.
 
Невский судостроительно-судоремонтный завод в 2012-2018 годах построил 12 судов исследуемого класса, сдавал в среднем по 2 судна в год (в 2013 году - 5), потенциально - до 8-10 судов в год.
 
В целом, отечественные заводы могут строить до 25-35 судов такого типа в год.
 
Много это или мало?
 
В действительности, потребности в новом флоте определяются грузовой (пассажирской) базой и предложением со стороны уже имеющегося флота.
 

4. Сухогрузные суда. Имеющийся флот. Новые суда. Грузовая база.
 
Сейчас в работе находятся примерно 879 единиц, построенных до 1999 года сухогрузных судов самоходных смешанного, внутреннего и ограниченного морского плавания самых известных серий со средним возрастом 37,6 лет (из них с флагом России - 645). В отстое 151 судно со средним возрастом 41,2 года.
 
Анализ статистических закономерностей списания флота показал, что на 2020 год будет в работе примерно 623 судна, на 2025 год - примерно 276 самоходных сухогрузных судна классических серий, построенных до 2000 года или 32% от сегодняшнего уровня.
 
Таким образом, к 2022 году можно ожидать существенное снижение предложения флота сухогрузных судов смешанного река-море и ограниченного морского плавания и соответственно рост ставок на перевозки грузов, примерно в два раза (оценка ТЧЭ на 2022 год составляет примерно 9-10 тыс. долларов), что вполне обоснованно позволяет финансировать постройку новых судов этого типа сейчас.
 
При этом активнее всего списываются суда - "трехтысячники" (Волго-Балты, Сормовские со средним возрастом при списании 37,1 года), а также "двухтысячники" (списано 108 из 141 или 77% со средним возрастом при списании 36,7 года) и типа СТ, СТК (списано 54 из 163 или 33% со средним возрастом при списании 26,7 года!!!).
 
Сухогрузные суда типа "Волго-Дон"/"Волжский", а также типа "Омский" списываются только обоснованно по техническим основаниям, что говорит о их востребованности рынком.
 
На данный момент построено 143 единицы сухогрузных судов (58 "Волго-Дон макс" класса) + 31 судно (21 "Волго-Дон макс" класса) находится на разных стадиях строительства на заводах. В России - 87 (61%) + 28 в постройке (90%). В Турции - 26 + 2 в постройке. В - Китае 18 + 1 в постройке. В Украине построено 10 судов. Во Вьетнаме - 2.
 
Таким образом, налицо усиление роли российских верфей в постройке новых сухогрузных судов.
 
Для сохранения уже перевозимого объема сухих грузов на внутренних водных путях России и прибрежных перевозок в Азово-Черноморском бассейне потребуется построить около 130-140 новых сухогрузных судов "Волго-Дон макс" и других классов (проекты RSD49, RSD44, RSD59, RSD62, RSD79, RSD32M), 60-80 новых сухогрузных барж, 20-30 буксиров-толкачей.
 
Кроме того, отмечается значительный интерес средних и малых судовладельцев к судам "взамен Омских" проекта RSD34, но для "запуска" таких серий требуется следующий шаг, а именно операционный лизинг. Вообще вопрос о постройке судов и особенно толкаемых составов с грузоподъемностью 2000-3000 тонн становится все более актуальным, но пока не ясно, как финансировать такие новые заказы, ведь их прибыльность меньше, чем "Днепро / Волго-Дон максов", но при этом именно такими судами и составами перевозится значительная часть грузов на реке.
 

5. Нефтеналивные суда. Имеющийся флот. Новые суда. Грузовая база.
 
Из старых "советских" серий танкеров смешанного и внутреннего плавания сейчас работает 300 судов со средним возрастом 34,9 года. По определяющим рынок в европейской части судам типа "Волгонефть" - в работе 135 единиц со средним возрастом 39 лет, причем в наиболее распространенном и популярном проекте 550А/1577 - 105 судов средним возрастом 42 года.
 
Всего же их было построено с 1956 по 1999 годы 478 единиц. Списано 125 судов (26%), из них 54 типа "Волгонефть" (тоже 26% из 206 построенных). Потеряно в катастрофах 11 (8,8% от списанных) со средним возрастом 27,6 года. Утилизировано 114 со средним возрастом сдачи на металлом 34 года.
 
В отстое 53 судна со средним возрастом 39,4 года (Волгонефти - 17 судов, 45,9 года).
 
Прогноз численности старого флота - на 2020 год будет в работе примерно 212 судов, на 2025 год - примерно 86 самоходных нефтеналивных судна классических серий, построенных до 2000 года или 28% от сегодняшнего уровня. Причины списания - техническое состояние корпусов, машин, механизмов, систем и электрооборудования, а также международные и национальные требования (запрет перевозки тяжелых сортов в морские районы, запрет работы "однокорпусных" судов на внутренних водных путях, системы обработки балласта для международных рейсов).
 
С 2000 года было получено 210 новых танкеров, еще 11 строится.
 
Интерес к танкерам был обусловлен заметно более высокой рентабельностью (до 2016 года) и наличием больших объемов нефтепродуктов на перевозку. Именно поэтому "Волго-Дон максы" - т.е. суда с наибольшими размерами для внутренних водных путей, среди новых танкеров составили 161 судно или 77%, а среди сухогрузов - только 40%.
 
Таким образом, налицо первоначальное заметное доминирование в судостроении нефтеналивных судов, химовозов и комбинированных судов до 2017 года и изменение вектора интереса в сторону сухогрузных судов примерно с 2016 года.
 
Постройка новых танкеров для замены старых "Волгонефтей" будет оправдана к 2022 году.
 

6. Круизные пассажирские суда. Имеющийся флот. Новые суда. Въездной туризм.
 
Утилизация "старых" серий речных круизных пассажирских судов (РКПС) не только идет, но и идет с нарастающими темпами. Пик ее пришелся на 2011-2018 годы, и этот процесс продолжается сейчас.
 
К февралю 2019 года из 254 построенных в советское время речных круизных пассажирских судов 98 (38,6%) были списаны (6,7% - 17 судов потеряны в катастрофах, утилизировано 31,9% - 81 судно). В отстое находилось 32 судна (12,6%) средним возрастом 57,7 лет. В эксплуатации - формально 124 судна (48,8%) средним возрастом 45,2 года, причем из них 4 под иностранным флагом. Средний возраст утилизации - 47,1 год.
 
РКПС переоборудовались (и переоборудуются) с целью повышения уровня комфорта, что приводит к сокращению пассажировместимости (числа кают) за счет увеличения площади кают. Так, например, теплоход "Комарно" проекта 26-37 построенный в 1959 году, с 2005 по 2007 год был подвергнут существенной модернизации. В результате "Волга Дрим" (новое название судна) превратился в одно из самых комфортабельных судов на Волге. При этом общее число кают сократилось со 117 до 58 и соответственно количество пассажиров с 312 до 109 мест.
 
Такие работы продолжаются. В зиму 2018-2019 года компания "ГАМА" переоборудует РКПС проекта 588 "А.С. Попов". На обновленном судне будет 71 каюта площадью 14-16 кв. м и 10 кают площадью 11-14 кв. м, при этом количество пассажиров сократится до 162 с 339 человек (на 52,2%). Устанавливаются санблоки, многоканальные сплит-системы кондиционирования, новые вентиляторы, происходит замена кабельных трасс и электрощитов, а также новая автоматика на судовую электростанцию.
 
Для работы с иностранцами как с наиболее выгодным сегментом туристического бизнеса, переоборудование предполагает повышение уровня комфортабельности РКПС до уровня 4* отеля. Проведение таких работ целесообразно только для относительно новых и достаточно больших КС, у которых еще не выработан технический ресурс судовых машин, механизмов, систем. Для четырехпалубных судов численность пассажиров в таких современных каютах составляет 200-220 человек. Например, на "Княжне Виктории" проекта 301 после модернизации 109 кают (218 пассажиров). На судне проекта PV17 "Викинг Синеус" (модернизация судна проекта 301 "Михаил Ломоносов") - 196 пассажиров. На РКПС "Мстислав Ростропович" проекта 92-016 пассажировместимость после переоборудования - 212 человек.
 
К 2025 году будет в работе примерно 83 РКПС, в том числе новых, а к 2030 году - примерно 51 (без учета судов, которые могут быть за эти годы построены, но пока не заказаны, и без учета байкальских и белорусского РКПС).
 
Предстоящее списание флота РКПС нанесет существенный ущерб внутренним речным пассажирским перевозкам, понятие "речной отечественный круиз" может исчезнуть.
 
Для избегания подобного сценария рекомендуется на краткосрочную перспективу привести существующий флот (в первую очередь, проекты 301, 302, Q-040, Q-056, Q-065, 92-016) к современным экологическим требованиям и требованиям рынка (заменить двигатели, улучшить условия обитаемости, повысить автоматизацию процессами на борту и т.п.), а на среднесрочную - строить новый флот, в том числе, с использованием элементов судов-доноров: проекты РКПС "Волго-Дон макс" класса PV300, PV300VD, "Волго-Балт макс" класса PV500VB, "ББК макс" класса PV09, PV11 как наиболее полно соответствующие рыночным тенденциям, а также проекты с колесным движительно-рулевым комплексом (ПКС-180) или водометным движителем для работы на малых реках.
 

7. Было также получено несамоходных сухогрузных барж "Волго-Дон макс" класса - 33 единицы, сухогрузных барж прочих типоразмеров - 122 единицы (в основном барж-площадок для Восточных бассейнов). Толкачей и буксиров мощностью 1400 кВт и более - 11 единиц, 400-600 кВт - 17 единиц.
 
По сравнению с существующим флотом объем постройки новых несамоходных судов и толкачей крайне ограничен. При этом объем перевозок, ими осуществляемый, достигает 70% всего объема перевозок на реке.