Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

20.02.19 22:19
Обзор специализированных судов и техники, доступных для выполнения дноуглубительных и гидротехнических работ

20 февраля 2019 года на VI Международном Форуме дноуглубительных компаний был представлен доклад профессора, доктора технических наук, генерального директора Морского Инженерного Бюро Геннадия Егорова "Обзор специализированных судов и техники, доступных для выполнения дноуглубительных и гидротехнических работ в Российской Федерации".
 
Тезисы доклада:
 
Представляя коллегам столь обширное поле информации, следует четко выделить те направления, которые актуальны сейчас:
 
А. Какая техника необходима, исходя из опыта использования в наших условиях?
 
Б. Что мы сами производим?
 
Обсуждение проблемы А (определение главных параметров и количества новых судов технического флота) на моей памяти длится уже более 10 лет.
 
Первыми к вопросу о строительстве новых дноуглубительных судов подошли коллеги из Росморпорта. В 2006-2007 году достаточно активно шли переговоры о постройке на отечественном заводе с помощью одного из известных мировых производителей морских самоходных трюмных саморазгружающихся землесосов, однако тогда нам в ответ очень просто предложили заказать такое судно за рубежом.
 
В 2016 году с помощью уже другого мирового лидера - компании Дамен - эта задача была успешно реализована Росморпортом на нижегородском заводе Красное Сормово в виде трех земснарядов типа "Соммерс", которые помимо функции землесоса получили еще и грейферный кран грузоподъемностью 20 тонн.
 
Росморпорт продолжил движение в обновлении технического флота на Онежском заводе - это конечно самоходные 600 кубовые грунтоотвозные шаланды типа "Трудовая", землесос проекта Damen CSD 650 "Петр Саблин". К ним безусловно следует добавить два самоходных трюмных саморазгружающихся землесоса проекта Дамена TSHD2000 типа "Северная Двина", несамоходную 350 кубовую шаланду для Сахалина проекта М350 и ряд других новых судов, о которых безусловно расскажут наши коллеги из Росморпорта.
 
Поэтому перейдем к вопросам, связанным с рекой. В составе бассейновых управлений к настоящему времени осталось меньше 10 земснарядов, которые еще не выработали нормативный срок службы.
 
В 2009 году обсуждались пути реализации ФЦП по развитию транспортной системы РФ - там предполагалось построить 6 многочерпаковых земснарядов, 10 землесосов и еще 6 подлежали глубокой модернизации.
 
Тогда было отмечено, что проведение ремонтов, поддержание судов технического флота в эксплуатационном состоянии стало проблемой, которая с каждым годом только усиливается.
 
Причинами тому служили:
 
• большой срок эксплуатации. Средний возраст морской техники составляет более 30 лет. Подвергшиеся коррозии корпуса судов, постоянные поломки оборудования, механизмов, отдельных деталей и узлов требуют выполнения бесконечных ремонтов, корпусных работ и остановок рабочего периода;
• специфика, среда и условия производства работ с большим и быстрым износом грунтозаборных устройств требуют своевременного восстановления и замены изношенных деталей;
• малое количество (точнее их фактическое отсутствие) судоремонтных заводов и ремонтно-эксплуатационных баз, специализирующихся именно на этих видах ремонта.
 
Предельный износ имеют рабочие механизмы земснарядов: главные двигатели, рефулерные насосы, рефулерные грунтопроводы, грунтозаборные устройства черпаковых земснарядов, кабельные силовые трассы, контрольно-измерительные приборы и др.
 
При эксплуатации земснарядов происходят их частые остановки по причине поломок механизмов из-за значительного износа.
 
Системы автоматического управления папильонажных и становых лебедок, управления верхним черпаковым приводом требуют замены на современное оборудование. Контрольно-измерительные приборы управления дноуглублением в большинстве своем имеют моральный и физический износ и тоже требуют замены.
 
Движение к обновлению речного технического флота было начато - проекты новых судов по значительной части направлений были выполнены.
 
В сентябре 2018 года "Судоремонтно-судостроительная корпорация" (Городец, Нижегородская область) сдала ФКУ "Речводпуть" несамоходный землесос производительностью 1000 м³/час проекта RDB66.42 "Владимир Панченко" для ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей", в частности для разработки лимитирующих участков Нижней Яны и бара реки Яна.
 
В июне 2018 года на Ярославском судостроительном заводе состоялась закладка килей трех промерных судов проекта 3330 тоже для ФКУ "Речводпуть", Восточно-Сибирское речное пароходство продолжает строительство уникального танкера-бункеровщика - экологического судна проекта RT37 для Байкала.
 
Однако, помимо "Владимира Панченко" земснарядов в этом перечне строящихся судов пока нет.
 
Это при том, что заводы гидромеханизации вполне успешно строят добычные землесосы.
 
Например, в 2018 году Цимлянским судомеханическим заводом в рамках Программы лизинга морских и речных судов для ОАО "Московское речное пароходство" был построен несамоходный земснаряд производительностью 2000 м³ в час для работы с глубин более 20 м и на грунтах 4 категории сложности (гравий). Оснащен усиленным грунтозаборным устройством с гидрорыхлением и эжектиров"анием, мощностью привода в 200 кВт и, подачей воды в 550 м³/час с напором в 74 м. Проект земснаряда разработан конструкторским бюро завода.
 
Для сведений - только в 2017 году Цимлянский завод передал заказчикам 6 землесосов.
 
Рыбинский Завод гидромеханизации в 2015 году построил морской фрезерный рефулёрный земснаряд "Гидромех 4000 Dm", который стал результатом продолжительной работы по созданию высокопроизводительного земснаряда, способного по ряду ключевых характеристик превосходить дноуглубительные суда именитых зарубежных производителей.
 
Земснаряд производительностью 4000 м³/час с классом РС и был предназначен для эксплуатации в морских районах портового, рейдового и прибрежного плавания. Это уже не первый земснаряд, строящийся по проекту. В 2012-2014 годах было построено еще два судна с аналогичной производительностью, экспортированные в Казахстан и Украину.
 
Главной отличительной особенностью этого земснаряда является его высокая производительность, которая при работе на глубине до 16 м и при дальности рефулирования не менее 2,2 км составляет не менее 4000 м³/час. Для обеспечения манёвренности и выполнения коротких переходов в районе дноуглубительных работ, судно оснащено пропульсивной установкой в виде двух винто-рулевых колонок (ВРК) с винтами в кольцевых насадках с гидравлическим приводом. Высокая степень автоматизации судна позволяет управлять всеми системами из рубки одним человеком. По просьбе заказчика на судне предусмотрено комфортабельное размещение экипажа в количестве 2(4) человекa с автономностью не менее 5 суток.
 
В 2010 году для ФБУ Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей Нижегородским заводом "Теплоход" (г. Бор) был построен речной несамоходный землесос производительностью 500 м³/ч "Инженер Фильков" с гидравлическим разрыхлителем для дноуглубительных работ на несвязных грунтах.
 
Этот же завод в 2002 году построил для ФБУ "Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" несамоходный одночерпаковый штанговый снаряд "Северо-Западный 551" производительностью 250-500 м³/ч для разработки грунтов, засоренных крупными камнями, извлечения обломков скальных пород, очистки захламленных территорий.
 
Чкаловская судоверфь в 2001 году построила несамоходный землесос производительностью 1500 м³/ч для добычи песчано-гравийных материалов с глубин до 30 м, выделения и погрузки гравия в сухогрузные суда, погрузки песчаной пульпы наливом в бункерные баржи.
 
Для решения коммерческих задач российские компании приобрели около 40 земснарядов у известных мировых производителей (Дамен, IHC, Aquamec).
 
Причем речь идет как о землесосах, так и об универсальных машинах (которые могут работать с режущим землесосом, с ковшом насосом, с обратным ковшом).
 
Помимо земснарядов, в России могут строить плавучие дночистительные краны.
 
Так в 2011 году "Тюменьсудокомплект" построил карчекран грузоподъемностью 25 тонн проекта ТСК.240 для казахстанского Павлодарского предприятия водных путей.
 
При этом в новейшей истории в стране не было построено ни одного нового многочерпакового снаряда.
 
Заключение
 
1. Технические решения должны исходить из ограниченности средств, выделяемых на строительство речного дноуглубительного флота.
 
2. Строить новые несамоходные землесосы без проживания экипажа на борту с современным рабочими устройствами, в том числе фрезами для работы на тяжелых грунтах и гидравлическим разрыхлителем для легких грунтов.
 
Несамоходные землесосы без проживания экипажа на борту могут быть выбраны для центральных речных бассейнов в качестве эффективного пути решения проблемы пополнения флота, так как являются, по сути, единственным типом земснарядов, которые строят отечественные заводы.
 
Естественно, что для работы таких землесосов потребуется соответствующий земкараван, включая жилой блок (брандвахту), мотозавозню (возможно более мощную, чем обычно), 2-3 самоходные грунтоотвозные шаланды или столько же несамоходных с буксирами-толкачами.
 
Но и для САМОХОДНЫХ землесосов с ПОСТОЯННЫМ проживанием экипажа потребуется практически такой же земкараван, только без дебаркадера.
 
3. Более сложные многочерпаковые земснаряды, а также штанговые земснаряды, самоходные дноочистительные снаряды, скалодробильные снаряды автор предлагает строить по процедуре Российского речного регистра с использованием элементов существующих судов с обновлением технологического оборудования, с размещения в существующих корпусах вкладных цистерн топлива, масла, нефтесодержащих и фекальных вод, с заменой электрического и радионавигационного оборудования, кабельных трасс, ГРЩ, систем автоматизации и технологического оборудования, с сокращением численности и улучшением условий жизни экипажа.