Новости нашей компании

Архив новостей       Управление подпиской

 

27.09.16 21:28
Заседание Комитета по судостроительной промышленности и морской технике, посвященное развитию пассажирского судостроения



27 сентября 2016 года в Москве состоялось VI заседание Комитета по судостроительной промышленности и морской технике при Бюро Правления "Союза машиностроителей России".
 
Источник фотографий - сайт "Союза Машиностроителей России".
 
Оно было посвящено развитию пассажирского судостроения.
 
В заседании приняли участие первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, президент АО "ОСК" Алексей Рахманов и более 60 руководителей ведущих предприятий судостроительной отрасли.
 
Генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров выступил с докладом "Проекты пассажирских судов смешанного река-море плавания".
 
В докладе показано, что речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний возраст российских КС составляет 42 года. Российская Федерация довольно быстро теряет круизный речной флот, поэтому к 2030 году такими услугами смогут воспользоваться до 200 тыс. туристов. И это при том, что по некоторым экспертным оценкам, потенциально объем рынка составит к тому времени до 1,0 млн. туристов. Однако судов для реализации этого потенциала просто не будет.
 
Существующие отечественные КС не могут эксплуатироваться на международных линиях. При проектировании и строительстве таких судов не выполнялись требования международных конвенций (СОЛАС 74, МАРПОЛ 73/78 и т.д.), что не позволяет получить на такие суда международные свидетельства, подтверждающие возможность эксплуатации и перевозки пассажиров.
 
Поэтому на рынке морских и речных круизов отсутствуют предложения на ранее популярные круизы между портами Черного, Азовского и Балтийского, а также Каспийского морей. При этом отсутствие предложений связано, прежде всего, с отсутствием КС, способных осуществлять такие переходы.
 
Существующий морской круизный флот, рассчитан, как правило, на дальние переходы с заходами в морские порты различных прибрежных государств. Главные размерения таких КС учитывают возможность подхода к акваториям морских портов и швартовки у существующих морских причалов, но не позволяют заходить в устьевые речные порты и, тем более, перемещаться по внутренним водным путям России.
 
Сегодняшние реалии отечественного туризма таковы, что к любимым речным круизам "въездных" туристов из США, Германии, Австралии по маршруту Москва - Санкт-Петербург, добавились "частично морские" линии Москва - Севастополь, Москва - Сочи, "круговой" круиз по Каспийском морю, которые более интересны для "внутреннего" путешественника. Как показывают переговоры Московского речного пароходства (МРП), каспийский круиз привлекает не только граждан прикаспийских стран (Ирана, Азербайджана, Казахстана), но и иностранцев из США, Австралии и Европы, а при организации в международных круизах таких услуг, как казино, рейсы будут интересны, например, китайцам.
 
Таким образом, задача создания круизных судов смешанного река-море плавания стала актуальной и важной для воднотранспортной и туристической отраслей России.
 
Сейчас в России, да и вообще в мировой практике эксплуатации КС, практически отсутствует флот пассажирских судов класса "река-море". То есть, нет судов, способных совместить и морской, и речной круиз.
 
При этом в СССР был накоплен значительный опыт работы отечественных морских пассажирских линий, включая каботажные и прибрежные.
 
Таблица
Основные пассажирские линии эксплуатации советских пароходств
 
Пароходство Линии Сезонность
ЧМП Одесса - Батуми Круглогодичная
Одесса - Жданов, Одесса - Херсон, Одесса - Николаев, Одесса - Севастополь, Одесса - Очаков Сезонная
Одесса - Александрия Апрель - Ноябрь
Одесса - Марсель Июнь - Сентябрь
Одесса - Алжир Июнь - Октябрь
СДП Измаил - Килия - Вилково - Рени - Измаил, Измаил - Одесса - Измаил Сезонная
Пассау - Вена - Ялта - Стамбул - Пассау, Измаил - Рени - Галац - Измаил
КМП* Баку - Красноводск - Баку Круглогодичная
ДВМП Камчатская, Приморская Круглогодичная
Приморско-Сахалинская, Северная Курильская, Южная Курильская Сезонная
Сахалин - Курилы Май - Ноябрь
Находка - Йокогама - Находка Круглогодичная
Находка - Йокогама - Гонконг - Находка Сезонная
КамМП Петропавловск-Камчатский - Палана, Петропавловск-Камчатский - Пахачи Сезонная
СХМП** Холмск - Ванино Круглогодичная
ММП Мурманск - Йоканьга Круглогодичная
Мурманск - Архангельск, Мурманск - Озерко Сезонная
СМП Архангельск - Мезень, Архангельск - Соловки, Архангельск - Нарьян-Мар Сезонная
ЭМП*** Виртсу - Куйвасту, Рохукюла - Хельтермаа, Рохукюла - остров Вормси, Виртсу - Хельтермаа, Таллин - Хельсинки Круглогодичная
* - Каспийское морское пароходство;
** - Сахалинское морское пароходство;
*** - Эстонское морское пароходство.

 
Понятно, что часть этих линий (прибрежные) вполне может обслуживаться судами смешанного река-море плавания.
 
Кроме того, учитывая значительный интерес иностранных туристов к круизам по России и российских туристов к отдыху на побережье Кавказа, Крыма, Турции и Египта, а также в рейсах из Астрахани вокруг Каспийского моря представляется интересным создание КС, которые смогут работать как по ВВП России, так и по системе Дунай - Майн - Рейн ("Дунай макс" класс) и КС, которые смогут работать вдоль побережья Каспийского моря, Турции и по Красному морю.
 
Для решения задачи обновления российского пассажирского флота предлагается связать морские и речные маршруты на основе современного круизного судна река-море плавания проекта PV300VD.
 
Это дизель-электроход, где три четверти кают имеют индивидуальные балконы, площадь кают - 19-21 м², что соответствует всем стандартам современной круизной и гостиничной индустрии. Имеются все виды необходимого отдыха (рестораны, спа-центры, тренажеры, бары и т.д.), в разработке судна принимали участие все ведущие российские круизные компании, поэтому оно полностью отвечает их потребностям.
 
Судно предназначено как для работы на внутренних линиях между Москвой и Санкт-Петербургом, так и для выходов в морские районы - в первую очередь Каспийского региона и в Азовское и Черное моря.
 
Строить этот концепт будут отечественные верфи. В частности, cудостроительный завод "Лотос" (Астраханская область) располагает необходимыми техническими возможностями. При этом большим плюсом завода является то, что он находится в особой экономической зоне. Другим перспективным заводом является "Красное Сормово" (Нижний Новгород).
 
В настоящее время уже проработаны три варианта круизных маршрутов по Каспию: круиз "Каспий море дружбы" (Астрахань - Баку - Энзели - Актау - Астрахань продолжи-тельностью 9 дней); круиз "Страна великих правителей" (Астрахань - Актау - Астрахань, 6 дней) и круиз по странам СНГ (Астрахань - Актау - Баку - Махачкала - Астрахань, 9 дней).
 
Подробности по проекту PV300VD
 
Пассажировместимость судна может варьироваться от 300 до 400 мест в зависимости от установленных каютных модулей (площадь кают от 16 до 43 м²) и использования дополнительных мест для детей.
 
Компоновка круизного пассажирского судна в варианте Московского речного пароходства рассчитана на 310 пассажиров, которые путешествуют в комфортабельных 155 каютах различных классов:
 
• 7 "люкс" апартаментов с балконом площадью около 36-43 м² (33-35 м² без учета балкона);
• 3 "люкс" каюты с балконом площадью около 26 м² (21 м² без учета балкона);
• 2 "люкс" каюты для людей с ограниченными возможностями с балконом площадью около 33 м² (27 м² без учета балкона);
• 133 стандартных кают с балконом площадью около 19-21 м² (16-18 м² без учета балкона);
• 8 стандартных кают площадью около 16 м²;
• 2 стандартные каюты для людей с ограниченными возможностями площадью около 21 м².
 
Каюты пассажиров размещаются в средней вертикальной зоне на 4-х ярусах надстройки, каюты на 3-х верхних ярусах имеют собственные балконы со сдвижными секциями для обеспечения сквозного прохода по палубе в аварийных ситуациях.
 
Все пассажирские каюты оборудованы двуспальными кроватями, душем с туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со спутниковыми и внутрисудовыми каналами, феном, электрическими розетками на 220 В и 110 В, беспроводным Интернетом (Wi-Fi), судовой радиотрансляцией, внутренней и внешней телефонной связью.
 
Для обеспечения отдыха пассажиров на судне использована носовая, средняя и кормовая вертикальные зоны.
 
В носовой вертикальной зоне размещаются:
 
• панорамный театрально-музыкальный салон с баром площадью 380 м²;
• сувенирный магазин;
• парикмахерская;
• тренажерный зал;
• СПА-салон с сауной, массажным кабинетом и комнатой отдыха с джакузи.
 
В средней вертикальной зоне размещаются:
 
• солярий в двух уровнях с гриль-баром;
• главный ресторан площадью 530 м².
 
В кормовой вертикальной зоне размещаются:
 
• 24 часа бар/дискотека площадью 170 м²;
• ресторан открытой кухни площадью 110 м².
 
На судне предусмотрено питание всех пассажиров в одну смену. Для этого предусмотрены два ресторана: главный ресторан и ресторан с открытой кухней.
 
Главный ресторан имеет два зала площадью 360 м² и 140 м², каждый зал снабжен шведской линией. Большой зал оборудован барной стойкой.
 
В ресторане с открытой кухней есть возможность наблюдать за приготовлением пищи, камбуз отделен от ресторана стеклянной выгородкой.
 
Все рестораны имеют максимальное остекление, что позволяет наслаждаться не только вкусной едой, но и видом из окон.
 
24 часа бар работает до последнего клиента. Вечером дискотека, днем бар, расположение бара не мешает отдыхать другим пассажирам. Рядом разместилась двухуровневая солнечная палуба с гриль баром, бассейном и четыре джакузи, в плохую погоду часть палубы закрывается при помощи сдвижного тента.
 
Концепт PV300VD - это не только современное высокомфортабельное и удобное, но и безопасное, экологически "чистое" пассажирское судно, полностью отвечающее всем Международным конвенциям (МК), включая МК по охране человеческой жизни на море СОЛАС, МК по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ, Международным правилам предупреждения столкновения судов в море МППСС, а также всем российским требованиям (Санитарным Правилам и нормам, Правилам пожарной безопасности, Техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта).
 
Судно полностью удовлетворяет нормативам СОЛАС и классу по непотопляемости, включая вероятностную оценку деления судна на отсеки, специальным требованиям Российского морского регистра судоходства, предъявляемым к пассажирским судам, всем нормативным требованиям Правил Российского Речного Регистра.
 
В кормовой части судна установлены две скоростные спасательные шлюпки вместимостью по 150 человек каждая и две дежурные шлюпки.
 
Для безопасного и ускоренного процесса эвакуации пассажиров и экипажа имеются помимо спасательных шлюпок специальные эвакуационные системы, состоящие из рукава и принимающей площадки, на которую спускаются пассажиры во время эвакуации и с которой пассажиры перемещаются на спасательные шлюпки и плоты.
 
Две такие современные эвакуационные системы с закрытыми надувными самовосстанавливающими спасательными плотами (4 плотов по 101 человек каждый) установлены в районе носового вестибюля. Ранее такие системы на речных и река-море судах не применялись.
 
Корпус в средней части судна набран по смешанной системе набора. Главная и верхняя палубы выполняются по продольной системе набора по всей длине. Нижняя, шлюпочная и тентовая палубы выполняются по поперечной системе набора по всей длине. Днище и второе дно выполняются по продольной системе в средней части и поперечной системе набора в оконечностях и в МО. Наружный борт выполняется по поперечной системе набора по всей длине. Конструкции оконечностей выполняются по поперечной системе набора.
 
Конструкция бортов и днища подкрепляется в соответствии с требованиями РРР на ледовую категорию "лед 30".
 
Конструкция палуб судна в районе больших вырезов под атриумы усилена утолщёнными листами и дополнительными связями.
 
Традиционно в качестве пропульсивного комплекса больших российских речных КС используется трехвальная установка. Концепт PV300VD не является исключением. Смысл такого решения абсолютно ясный - необходим полный ход - работают три вина, эксплуатационная скорость в 20 км/час - работают два винта, скорость в 12 км/час, являющаяся ограничением для многих участков ВВП (канал им. Москвы, река Свирь и т.п.) - работает один винт.
 
Применение многовальной установки также вызвано стремлением улучшить маневренные качества судна и повысить пропульсивный КПД при ограниченном диаметре гребного винта за счёт распределения мощности между тремя движителями и соответствующего снижения их загрузки по упору.
 
Для обеспечения полного контроля над движением судна при маневрировании на малом ходу, швартовых операциях и постановке судна в док предусматривается установка системы управления судном, которая связывает все движители судна (винты, ВРК и подруливающие устройства) в единый модуль и при этом управление всеми этими движителями осуществляется при помощи одного джойстика.
 
Главная энергетическая установка - дизель-электрическая, состоящая из четырёх главных дизель-генераторов (ГДГ) переменного тока 690 В, 50 Гц электрической мощностью по 1140 экВт каждый, питающих гребную электрическую установку (ГЭУ) и остальные потребители.
 
Для круизного пассажирского судна, у которого потребности пассажирской части в энергии соизмеримы с потребностями в энергии для движения, применение электродвижения обеспечивает значительные преимущества при постройке и, в особенности, при эксплуатации.
 
Электродвижение позволило при постройке исключить один дизель-генератор по мощности и сократить в целом количество дизелей - установлено 4 главных дизель-генератора вместо 3 главных двигателя и 3 дизель-генераторов.
 
Во время нормальной эксплуатации два главных дизель-генератора обеспечивают энергией гребные электродвигатели и остальные судовые потребители. Третий дизель-генератор находится в резерве или работает при ходе с увеличенной скоростью либо при плохих погодных условиях. На четвертом дизель-генераторе можно проводить техническое обслуживание.
 
Дизель-электрическая СЭУ обеспечивает более высокую экономичность на малых и средних ходах, а также во время рейсов судна с частыми остановками и маневрами. Электрическая передача позволяет применять гребные винты с наилучшим коэффициентом полезного действия и использовать первичные двигатели в наиболее экономичном режиме, так как между первичным двигателем и винтом может быть выбрано практически любое передаточное число.